Афанасьевцам о зюздинцах. Г.А. Нечаев в Зюздинском крае.

  • Материал опубликован 16 мая 2019

    Григорий Андреевич Нечаев (1905 - 1986) - лингвист, исследователь коми-пермяцкого языка, уроженец Кудымкарского р-на Коми-Пермяцкого автономного округа. Будучи студентом этнографического отделения этнологического факультета Московского государственного университета, в 1928 и 1929 годах он совершил экспедиции в Зюздинский край для сбора языкового материала, и по этим материалам опубликовал статью под названием «Характеристика Зюздинского диалекта Коми языка». Однако, не лишено интереса и его описание края, особенностей.

    Григорий Андреевич Нечаев - известный лингвист и исследователь коми-пермяцкого языка

Под названием «Зюздинский край» в настоящее время понимается территория, занимаемая Зюздинским районом Вятского Округа Нижегородского края, образованного летом 1929 г.

История Зюздинского края - вопрос темный, совершенно не разработанный. Кто были здесь первыми поселенцами, когда они появились; когда появились здесь Коми, откуда появились? Вопросы, для меня лично, остаются совершенно открытыми. Следы обитания человека, которые все-же имеются, но не изучены, как-то: объекты археологии, например городища, серебряные предметы сасанидского, византийского происхождения и различные другие предметы местного происхождения, не дают нам пока никаких данных относительно этнического состава хозяев этих предметов [Сейчас известно, что это были предки зюздинских коми-пермяков].

Переходя к описанию некоторых черт быта Коми-пермяков Зюздинского края нужно заметить, что в общем их быт совершенно почти ничем не отличается от быта окружающего населения.

Основное занятие коми-пермяков - земледелие. Сеют рожь, овес, ячмень, горох. Обладают в достаточном количестве заливными лугами по р. Каме и ее притокам. Имеют домашний скот: лошадей, коров, овец, свиней, коз, из птиц - кур и редко гусей.

Система обработки земли подсечно-залежная с трехпольным севооборотом. Здесь как-то очень мало говорят о многополье и вообще крестьяне относятся к разговорам о многополье как-то недоверчиво. Землеустройство в крае начато два года тому назад, но до сих пор не закончено. И там, где землеустройство проводилось (а проведено далеко не повсюду) — проведено лишь межселенное, а потому оно нисколько не изменило старого положения в пользовании землей. Колхозное движение развивается очень туго. Из обследованных мною 14 сельсоветов края организовано всего 6 колхозов и 1 коммуна и все они существуют с весны этого 1929 года и ни одном из них землеустройство еще не проведено. Некоторые из них еще не утверждены. Самый большой колхоз из этих состоит из 21 хозяйства, меньший — из 7 хозяйств, а коммуна — из 5 хозяйств. Социальный состав колхозов не вполне благополучен: так в Харинском с-совете в колхозе из 9 хозяйств нет ни одного бедняка. Если коснуться с-хоз. инвентаря, то и здесь не особенно отрадная картина. В особенности плохо обстоит дело с телегами и с-хоз. машинами. За отсутствием телег пользуются летом волокушами и санями. Причины такого явления лежат в отсутствии средств в деревне. Лишь за последнее время начали интенсивно проникать в деревню плуги, когда было увеличено кредитование крестьянских маломощных хозяйств. Путь преобразования сельского хозяйства в этом крае, как и в других частях Союза, есть коллективизация, но только не головотяпским путем (каким между прочим, проводили в этом крае — без соответствующей подготовки, осенью объявили районом сплошной коллективизации).

Вторым занятием, имеющим довольно большое значение в хозяйстве коми-пермяка Зюздинца является лесной промысел: заготовка леса и лесосплав, в котором принимает участие в той или иной степени почти каждое хозяйство. Охотой и рыболовством занимаются очень немногие.

Относительно построек вкратце можно сказать следующее. Постройки мало чем отличаются от построек окружающих русских и имеют много общих черт с характером построек Коми-Пермяцкого Округа. Избы однокомнатные с глинобитной печью, с кирпичной или железной трубой; с довольно высоким подпольем, полатями, лавками вдоль стен, с небольшими окнами, с двускатной крышей и часто встречающимся с птицеобразным охлупнем. Рядом с избой через сени стоит амбар или другая изба, которые используются для хранения муки, одежды, и разного хозяйственного скарба. Вокруг избы, вернее с одной или с двух сторон ее, расположены помещения для скота. Тут же около избы стоит погреб, а иногда и амбар. Встречаются избы (старые), расположенные фасадом внутрь двора. Обычно все постройки крыты тесом: избы в два слоя из теса, а надворные постройки и амбары имеют нижним слоем бересту. Неподалеку от всех этих построек располагается гумно, имеющее обычно ямный овин, и ток крытый сверху и с боков соломенными щитами. Таков приблизительно вид построек среднего слоя крестьянства, который (вид) варьируется соответствующим образом в хозяйствах кулацких и бедняцких.

Характерной особенностью поселков Зюздинского края является выселочно-починочный тип. Имеются сельсоветы, в которых нет ни одной деревни [лишь починки и выселки]. Вторая особенность поселков-деревень — хаотическое расположение усадеб.

Вся будничная одежда холщевая, своего производства. Большая часть праздничной одежды из фабричного материала. По форме та и другая ничем особенным не отличается. В форме праздничной чувствуется влияние города. Раньше женщины носили особый головной убор в виде сороки, теперь же не носят, хотя для музея его найти еще можно [а вот сейчас, спустя 90 лет, уже ckj;yj]. Среди молодежи, в особенности комсомольцев, распространяется костюм «юнг-штурм»[форма одежды типа гимнастерки, была популярна в 1920-1930-е гг.]. Основная обувь — лапти, которые по типу можно поставить между типом русским — с одной стороны и типом коми-пермяцким окружным — с другой. Сразу бросается в глаза толсто опутанные портянками ноги (как женщин так и мужчин), что не свойственно коми-пермякам Окружным [то есть живущим в Коми-Пермяцком автономном округе].

Пища и пищевые продукты большой особенностью не отличаются. Здесь можно лишь отметить потребление браги и жиденького бражного квасу.

В культурном отношении Коми-пермяки Зюздинского района являются, по-видимому, самыми отсталыми по сравнению с остальными Коми. Это объясняется не только политикой царского правительства, но и далеко недостаточным вниманием со стороны местных и уездных властей после Октябрьской революции, правда, в последнее время как будто намечается кое-что предпринять в этой области. Школ I ст. [начальных] в настоящее время насчитывается по краю 40 с 61 школьным работником. Районных опорных школ считают 4 с 17 работниками. Школ крестьянской молодежи — 1; изб читален — 10, 3 библиотеки и 3 школы политграмоты. Всеми школами дети школьного возраста охвачены на 50-53%. Дети коми-пермяков в том или ином количестве учатся в 19 школах, исключительно же только они учатся в 6 школах, но обслуживаются Коми учащиеся в большинстве русским учительством, так как Коми учителей в этом году было лишь 7, из которых 6 приехали из Коми Области и работали только еще один год. Школы не снабжены соответствующими Коми пособиями. И при всем этом во всех Коми школах преподавание велось на русском языке, а Коми язык применялся как подсобный. И поэтому неудивительно, что из коми-пермяков лишь один, случайно попавший в рабфак, окончил его в 1929 г. и который, кстати сказать, с кислейшей миной на лице и с большой горечью вынужден иногда бывает признаться, что он пермяцкого происхождения; поэтому неудивительно, что из Коми пермяков Зюздинского края до сих пор нет ни одного своего школьного работника и имеется лишь один избач, который благодаря случайному стечению обстоятельства поступил и окончил Совпартшколу. Да по инициативе работников Коми-Пермяцкого Округа несколько человек поступило в Коми- Пермяцкий Педтехникум.

В Афанасьевской и Гординской волости существует пять партийных ячеек, в которых количество членов коми-пермяков к общему количеству членов ВКП (б) этих ячеек равно 10%. Такое же процентное соотношение существует и в комсомольской организации.

Антигигиенические условия жизни порождают и поддерживают разные заболевания, из которых наиболее распространены туберкулез, чесотка, болезни половых органов и трахома. Борьба с болезнями ведется через существующую одну больницу на 20 коек и трех фельдшерских пунктов в крае.

Связь с внешним миром Зюздинского края поддерживается, посредством двух грунтовых дорог — одной от с. Бисерова до г. Глазова (бол. 150 км) и второй от с. Афанасьевского до г. Омутнинска (более 80 км). Вот эти две единственные дороги, по которым можно, более или менее, летом на телеге безбоязненно ехать; но и они (дороги) делаются совершенно негодными для проезда в весеннее и осеннее время, а также и после обильных дождей. Связь с вышеуказанными городами существует чисто административно-торговая. В зимнее время устанавливается связь и с. Кудымкаром Коми-Пермяцкого Округа. Массовая же связь с внешним миром осуществляется не этими путями, а по р. Каме, через сплавщиков леса, которые доплывают часто до крупных городов по Каме (Усолье, Пермь). Эта связь при оторванности и замкнутости края имеет большое значение. Сплавщики и солдатство с давних пор и по сие время в изменении взглядов, в привнесении новшеств в быт деревни Зюздинского края играли одну из первостепенных ролей.

Почта бывает в деревню один раз на неделе. Телеграфно-телефонной связи совсем нет, хотя намечали осенью 1929 г. связаться телефоном с г. Глазовым.

Коми население, находясь в сильном окружении русских, с которыми, по-видимому, с очень давних пор существовали экономические и культурные связи, не могло не испытывать сильного влияния со стороны русских... Среди существующих Коми- пермяков влияние русских, сказавшееся в той или иной степени во всех областях жизни, не могло не сказаться и в Коми языке. Последний имеет большой процент заимствованных русских слов за счет утери своих слов (даже таких, например, слов, как самоназвание — здешние Коми называют себя не «Коми народом», а пермяками, или русских они называют не роч, как остальные коми, а «русской»). Можно сказать, что Коми язык здесь почти совсем вытеснен из области фольклора: обычно песни, частушки поются и рассказываются сказки на русском языке. Под влиянием русских изменения в Коми языке произошли не только в области лексики, но также и в области фонетики и морфологии. Кроме всего этого необходимо отметить, что выселочно-починочный характер поселений, разъединение Коми поселений русскими деревнями, выселками ослабляли взаимные связи между отдельными группами Коми поселков и порождали некоторые различия в языке отдельных групп.

В своих поездках Г. А. Нечаев много фотографировал, так это один их наиболее эффективных методов фиксации этнографического своеобразия населения и материальной культуры. В фонах нашего музея хранятся две фотографии учёного.  На представленных фото запечатлены коми-пермяки нашего края, вероятнее всего жители д. Харины. В числе участников фотосессии был и молодой парень Федор Харин (тогда 16-ти лет): на одной карточке сидит крайним слева, на другом – стоит с гармонью в руках, также слева. Федор Павлович Харин впоследствии стал учителем, был директором Пашинской и Афанасьевской школ, а потом ушёл на фронт, где погиб смертью храбрых в 1942 г.

Эти фотографии хранились в его семье, и были переданы в музей потомками Фёдора Павловича. На обороте четким почерком выведено: «Снимал Коми-Пермяк Г. Нечаев. Июль 1928».