Афанасьевцам о зюздинцах. У зюздинских коми-пермяков

  • Материал опубликован 13 ноября 2019

    Вера Николаевна Белицер (1903-1983) - выдающийся этнограф, доктор исторических наук, исследовательница традиционной культуры народов Прикамья и Поволжья: коми, коми-пермяков, удмуртов, мордвы, башкир. Среди научных интересов Веры Николаевны - материальная и духовная культура, традиционный костюм, декоративно-прикладное искусство, хозяйство и промыслы, мифология и фольклор исследуемых народностей. Перу ученого принадлежит фундаментальное исследование - «Очерки по этнографии народов коми. XIX – первая половина XX вв.», опубликованное в 1958 г. При работе над этим трудом Вера Николаевна посетила с полевыми экспедициями территории проживания всех этнографических групп коми и коми-пермяков. Летом 1951 г. она в составе этнографической экспедиции она работала на территории Зюздинского района Кировской области, где изучала материальную культуру зюздинских коми-пермяков. Результатом этой экспедиции стала статья, представленная ниже. Работа дана с сокращениями.

    Здесь мы узнаем, какими представлялись наши пермяки столичному этнографу в 1950-е годы

«У зюздинских коми-пермяков».

Летом 1951 г. автором была обследована группа зюздинских коми-пермяков: настоящее сообщение посвящено их материальной культуре.

Зюздинские пермяки занимают западную часть территории расселения коми-пермяцкого народа и отделены от его основной массы лесистыми и слабо населёнными вятско-пермскими увалами... Зюздинцы живут преимущественно на территории Зюздинского района Кировской области; эта территория расположена в северо-восточной, наиболее лесистой части области. Район орошается р. Камой, вместе с притоками пересекающей его с юга на север.

Национальное самосознание зюздинских коми-пермяков выражено не совсем отчётливо. Некоторые из них затрудняются определить свою национальность и считают себя кто - русскими, кто - коми. В большинстве случаев зюздинцы называют себя пермяками или пермянами и отличают себя от коми-пермяков, живущих в Коми-Пермяцком национальном округе (Молотовская область) [совр. Пермский край]. Окружающее русское население они называют не роч, как прочие пермяки, а русской; русские зовут их пермяками. Название зюздинский, зюздяк, по мнению местного населения происходит от названия Сюзьва (приток Камы), по берегам которой жили вначале предки современных зюздинских коми, позднее расселившиеся значительно шире по верхнему течению Камы и её притокам. Все коми-пермяки Зюздинского района двуязычны и в одинаковой степени хорошо владеют русским и коми-пермяцким языками.

Коми-пермяки Зюздинского района не представляют единства в языковом отношении — зюздинский диалект имеет целый ряд мелких различий по отдельным сельсоветам и даже деревням.

Проблема этногенеза зюздинских коми-пермяков до сих пор остаётся неисследованной. О заселении районов верхней Камы в древности пока ничего не известно. Предварительные данные, полученные в 1951 году в результате обследования верхнего течения Камы археологическим отрядом Молотовского государственного университета, показывают, что культура городищ, расположенных в районе расселения зюздинских коми-пермяков, близка к Родановской культуре X-ХIV вв... на её базе сформировалась культура коми-пермяцкого народа.

Среди зюздинцев сохраняются рассказы о жившей здесь и зарывшейся в землю «чуди», «чудском народе», от которого якобы и произошли зюздинцы, о кладах, спрятанных «чудью» на городищах, о богатырях коми-пермяках, живших на высоких мысах. Местные предания рассказывают также, что ранние жители здешних мест были переселенцами - крестьянами, бежавшим в XVIVII вв. из районов Гайн в эти малонаселённые, глухие места от притеснений Строгановых. Поднявшись по Каме, они расселились в её верховьях и по мелким притокам, найдя здесь свободные земли и хорошие пастбища. Связи Зюздинского района с местами, расположенными значительно ниже по течению Камы, например, с Гайнским района подтверждаются наличием у жителей этих двух районов одних и тех же фамилий: Харины, Варанкины, Ичетовкины, Бузмаковы...

Население здешних мест, в особенности пермяки, жили бедно. Основным их занятием было земледелие, стоявшее на низком уровне развития и далеко не полностью обеспечивавшее зюздинцев. Дополнительно к земледелию коми-пермяки занимались охотой и рыболовством. В XIX в. с развитием в близлежащих районах промышленности, зюздинские коми-пермяки потянулись к Песковскому, Омутнискому, Кирсинскому, Залазнинскому заводам. Они работали там в зимние месяцы, в большинстве случаев выполняли подсобные временные работы, доставляли на своих лошадях к заводам руду от места добычи, возили дрова, выжигали уголь для кузнечных цехов, вывозили готовые изделия и т.д. Заработки были небольшие, и часто их не хватало даже для того, чтобы уплатить налоги.

За годы Советской власти в жизни коми-пермяков Зюздинского района произошли огромные изменения. В настоящее время сельское хозяйство с зерновым и животноводческим уклоном является ведущим занятием населения. Основные культуры в Зюздинском районе - рожь, овёс, пшеница; из технических культур распространён лён. Разводят крупный рогатый скот и овец, по преимуществу местной породы, а также лошадей породы «вятка». Значительно повысилась техника земледелия. Безвозвратно ушли в прошлое подсека и трёхполье, которые существовали здесь до 20-30-х годов ХХ в. За последние годы большая часть колхозов перешла на многополье и уделяет серьёзное внимание травосеянию. Колхозное производство хорошо механизировано: в большинстве колхозов имеются самые разнообразные сельскохозяйственные машины.

Наряду с этим в отдельных случаях пользуются старыми ручными сельскохозяйственными орудиями. Во время сенокоса на лесистых и болотистых участках пользуются косой - литовкой (которая сменила применявшуюся здесь ранее горбушу). Цеп давно исчез из употребления, и молотьба производится исключительно молотилками. Овины ямного типа, существовавшие здесь ранее, так же исчезли и заменились усовершенствованными зерносушилками. Помол зерна производится на паровых и водяных мельницах.

В домашних условиях иногда мелют зерно на крупу для личных потребностей на ручных деревянных или каменных жерновах «изки».

Изменились также средства передвижения. В недалёком прошлом телега в крестьянском хозяйстве была большой редкостью. Даже летом крестьяне пользовались санями и волокушей. Теперь повсеместное распространение получила четырёхколёсная телега вятского типа. Основной тягловой силой в колхозе является лошадь. Перевозки зерна, леса и других грузов на большие расстояния осуществляются при помощи автотранспорта. Из современных средств передвижения необходимо отметить также велосипед, который прочно вошёл в быт деревни и имеется почти в каждой семье.

Дополнительными к сельскому хозяйству занятиями в настоящее время являются работа на лесозаготовках, сплав леса по Каме, работа на близлежащих заводах, например, в Омутнинске. Охотой и рыболовством коми-пермяки занимаются в очень ограниченных размерах. Летом у зюздинцев широко практикуются сбор грибов и ягод и заготовка их на зиму.

Селения зюздинских коми-пермяков расположены в большинстве случаев на возвышенностях по берегам Камы и её притоков. В районе преобладают мелкие посёлки в 15-30 домов; много починков и выселков. Выселково-починковый тип поселений был характерен для Зюздинского края вплоть до последнего времени. Деревни и выселки группировались в прошлом обычно вокруг села, чаще всего волостного или приходского. В настоящее время мелкие деревни и выселки объединяются сельсоветом.

В районе нет больших сёл; наиболее крупные из них, как Афанасьево. Гордино, Пашино, составлялись из отдельных мелких деревень. Многие мелкие деревушки выросли совсем недавно на месте починков. Лет 30-40 назад довольно часто было явление, когда крестьянин уходил из деревни в ближайший лес, обычно весной, там ставил шалаш и расчищал под пашню клочок земли. К осени он воздвигал небольшую зимнюю избушку, в которую и перевозил свою семью. Иногда в следующие годы к нему переселялись ещё и другие крестьяне соседних деревень. Так вырастало новое поселение.

В настоящее время образование новых посёлков происходит совершено по иному принципу - оно носит плановый характер и связанно с производственной деятельностью коллектива. Современные посёлки возникают часто при лесозаготовительных и сплавных пунктах, вблизи колхозных пастбищ и отдельных ферм, на местах организации новых производств: кирпичных и лесопильных заводов, лесохимических артелей и так далее.

Названия зюздинских деревень и выселков происходит чаще всего от имени или прозвища первого поселенца. Так, например, деревня Лазуковская названа, как рассказывает местное придание, по имени деда, прозвище которого было Лазук. Деревня Харина получила своё название по имени рода Хариных. Другие деревни носят название ручья или реки, на которых они расположены, например деревня Созим, Верх-Колыч и другие. Многие названия деревень и выселков имеют окончания шер, шор (по коми-пермяцки - ручей): Перва-Шер, Пожма-Шер, Кулига-шор, Карта-шор, Керка-Шер и т.д. Часто большая часть населения деревни носит одну фамилию. Так, например, в деревне Некрасовской почти все Некрасовы, в деревне Хариной - Харины, и т.д. Вероятнее всего, что эта особенность связана с распространённым там в прошлом обычаем - селится родственной группой.

Улицы деревни располагались чаще вдоль реки, к которой были обращены фасады домов (например, в д. Пашинской). Сейчас эти традиции уже не сохраняются. Застройка новых деревень производится обычно улицей вдоль дороги. Свои жилые и хозяйственные постройки зюздинские коми-пермяки возводят из соснового и елового леса. Дом в большинстве случаев стоит коньком на улицу, имеет по фасаду 2-3 окна и двухскатную стропильную тесовую крышу.

Дом - керку зюздинских коми-пермяков напоминает по своей планировке и внутреннему устройству жилище коми-пермяков южных районов Коми-Пермяцкого национального округа. Он состоит обычно из двух срубов, разделенных сенями. Передний сруб используется в качестве жилого помещения, второй служит клетью и называется чом. В нём хранят одежду, различные домашние вещи, молочные продукты и т. д. В чоме нет печи, а вместо окон прорублены маленькие отверстия в стене. Часто чом отделывают под жилое помещение, и тогда задняя изба ничем не отличается от передней.

Внутренний план избы - северо-великорусский. Печь стоит, как правило, в углу у входа и повёрнута устьем к окнам передней стены. Красный угол располагается против входа, по диагонали от печи... Избы в большинстве случаев разгорожены дощатой перегородкой или занавеской, отделяющим переднюю часть избы от кухни. Полати имеются далеко не во всех домах, а только в наиболее старых. В каждом доме обязательно имеется подполье — голбец. Вход в него устраивается за печью, которая для этого складывается на расстоянии 80-90 см от боковой стены - в других случаях возле входной двери сбоку печи пристраивают маленькие деревянные полати, под которыми устраивают вход в подполье. В новых домах люк в подполье находится обычно против устья печи.

Из хозяйственных построек следует отметить рубленый амбар - житница с деревянным полом и двухскатной крышей, погреб, хлев для коровы и небольшой сруб для овец и птицы, поставленный обычно под навесом во дворе. Почти у каждого крестьянина на усадьбе имеется также баня, которая топится по-чёрному, но имеется предбанник, пол и маленькое окно. Архитектурные украшения в виде резьбы, росписи на жилых и хозяйственных постройках встречаются очень редко. Только на крышах старых домов в некоторых деревнях можно встретить охлупни, концы которых отделаны в виде птицы или конской головы.

Внутреннее убранство избы несложно. Стены побелены или оклеены газетами. В переднем углу стоит стол, вдоль стен тянутся деревянные лавки. В каждой избе имеются табуретки и стулья. В кухне около стены стоит самодельный шкафчик для ножей и ложек - залавок, и висит полка для посуды, вдоль боковой стены возле входной двери помещается широкая деревянная кровать.

На стенах в передней избе висят фотографии, зеркало и часы. В домах часто можно встретить также портреты вождей и разнообразные плакаты. Во многих семьях имеются швейные машины, патефоны, из музыкальных инструментов - гармоника. Самовары есть далеко не в каждом доме, так как коми-пермяки пьют мало чая, предпочитая ему самодельную брагу.

Старая деревянная посуда сменилась почти у всех металлической, широко распространены также стеклянные и фарфоровые изделия. Встречается и глиняная посуда, которую употребляют под пиво и молочные продукты; в целях лучшей сохранности её оплетают берёстой. Изготовлением глиняной посуды занимаются исключительно пожилые женщины, только они сохраняют это старинное мастерство. Старухи лепят горшки из отдельных жгутов глины техникой налёпа, на простой доске без гончарного круга.

Из других домашних производств ещё бытуют ручное прядение и ткачество. Холст идёт на полотенца, онучи, рабочую одежду, колхозную тару.

Орудия прядения и ткачества ничем не отличаются от таковых у русского населения, но многие из них имеют местные, коми-пермяцкие названия. Лён и шерсть пермячки прядут при помощи веретена - черс и прялки - печкан, последняя часто делается из одного куска дерева, с широкой лопастью. У некоторых колхозниц имеются покупные самопрялки с колесом типа «стояк». Ткацкий стан по деталям устройства напоминает русский ткацкий стан - «кросны». Он имеет раму для подвешивания блоков, передний и задний навой (палки для наматывания основы и готового холста). Трёхподставного стана с основой, заплетённой в косу, зюздинские коми-пермяки уже не помнят.

Народные формы одежды почти не сохранились. Только некоторые старухи ещё донашивают старые сарафаны и рубашки, сшитые из домотканой пестряди и набойки. Старинный комплекс женского народного костюма в Зюздинском районе... состоит из пестрядника - прямого сарафана на лямках со сборками на спине, сшитого, как показывает название, из домотканой пестряди. Этот сарафан носили в будни. В праздники надевали «ситцевый сарафан» яркого цвета, который был значительно шире и длиннее пестрядника. Под пестрядником или сарафаном носили длинную рубашку - исподку. В старину она делалась белой холщёвой с прямоугольными вставками на плечах - поликами; впоследствии женщины стали заменять её рубашкой, сшитой из цветного ситца или сатина. Белую рубашку украшали вышивкой, выполненной красными бумажными нитками - досталь, которая располагалась на вороте, на плечах и окаймляла обшлага рукавов. Исполнялась вышивка техникой ручного набора и напоминала тканый узор. Ситцевые рубашки имели на плечах вставки - ластовицы, полики из материала другого цвета. Подпоясывали сарафан тканым поясом и надевали фартук. В настоящее время платья из фабричного материала городского покроя - наиболее распространённая одежда коми-пермячек Зюздинского района, и в недалёком будущем сарафанный комплекс, совсем исчезнет из быта.

Зимой носят пальто на вате или дублёную шубу. Почти в каждой семье имеется такой тулуп, крытый сукном, который надевают в дорогу при поездках на далёкое расстояние. На голове замужние зюздинские пермячки носили своеобразный головной убор в виде чепца с твёрдым круглым дном - самшуру, и убирали волосы под самшуру, заплетая их в две косы и обёртывая вокруг головы. Лет двадцать назад самшура была заменена небольшим колпачком из кумача, который теперь также вышел из употребления. В настоящее время как девушки, так и замужние женщины носят на голове платки, вязанные шапочки и пуховые береты. Женщины заплетают волосы в косы или делают причёску.

Современный мужской костюм зюздинских коми-пермяков в основном не отличаются от городского костюма, которые носят русские рабочие и крестьяне. Лишь некоторые пожилые крестьяне на работе и дома ещё носят одежду (рубашку и штаны) из домотканой пестряди.

Обувь распространена кожаная, брезентовая и лыковая, зимой - валеная из овечьей шерсти. Лыковая обувь - лапти русского плетения - сохраняют некоторое значение исключительно в качество рабочей обуви. Лапти надевают при работе в поле, в лесу, на сенокосе и т.д. Мужчины носят лапти с белыми онучами, в которые заправляют штаны, и завязывают ноги оборами. Женщины и девушки носят лапти с чулками и уже поверх чулок обёртывают ноги ещё онучами, которые закрывают ступню и часть икры, но не доходят до колен.

Такая принадлежность национального коми-пермяцкого костюма как узорчатый тканый пояс бытует у зюздинских коми-пермяков до наших дней. Пояса различаются по своему внешнему виду, технике плетения и названию. Опояска - широкий узорчатый пояс, который подпоясывают мужчины и женщины верхнюю одежду. Его ткут на обычном ткацком стане. Более узкие наборчатые пояски из разноцветной шерсти и льняных ниток, как мужские, так и женские, плетут на ниту-бичульках. Известен зюздинским коми-пермякам также табочный (или тапошный) пояс, который плетут при помощи четырёхугольных дощечек, называемых таб. Этот способ весьма древний, он широко известен восточным славянам и народам Советской Прибалтики. Заплётки для волос и узкие цветные пояски - покром, плетут на руках, пальцами. Вязаные на спицах чулки и варежки с пёстрым узором не имеют здесь такого широкого распространения, как у коми-зырян и коми-пермяков, живущих в Коми АССР и в северных районах Коми-Пермяцкого национального округа. В Зюздинском районе чулки и варежки вяжут одноцветные чёрные или белые, без узоров.

В результате проведенного обследования можно сказать, что материальная культура зюздинцев близка в своей основе к культуре населения Коми-Пермяцкого национального округа. При этом надо заметить, что в некотором отношении она сближается с культурой иньвенской, более южной группы коми-пермяков. Это проявляется в планировке дома и двора, в наличие четырёхскатной крыши над постройками, в покрое женской одежды, например сарафана, в типе головного убора самшура и т.д. С другой стороны в культуре зюздинцев имеются общие черты с культурой северных коми-пермяков, живущих в Г айнском и Коснинском районах Коми-Пермяцкого национального округа. Их сближает общий диалект, наличие одних и тех же фамилий, бытование у тех и других охотничьей одежды - лузана, стариной технике гончарного производства и т.д. Вероятнее всего, что первые поселенцы Зюздинского края были выходцами из соседних районов - бассейна рек Иньвы и Кувы и из районов Чердыни, Косы, Гайн, расположенных значительно ниже по Каме.

В Зюздинском районе произошло смешение различных элементов культуры, причём в северной части района (Кытмановский сельсовет) преобладают элементы культуры северных групп коми-пермяцкого населения, в южной - ярче проявляются черты культуры южных, иньвенских коми-пермяков.

Следует отметить близость материальной культуры зюздинцев к культуре русского населения Кировской области. Они значительно теснее связаны с русской культурой, чем коми-пермяки национального округа. Исторические судьбы русского и коми-пермяцкого населения Зюздинского района всегда были тесно переплетены. В течение ряда столетий русское население и зюздинские коми-пермяки живут совместно на одной и той же территории, в одинаковых природных и хозяйственных условиях, имеют одинаковую экономическую базу. Широко распространены браки между зюздинскими коми-пермяками и русскими. В современную коми-пермяцкую деревню широко проникает русское народное искусство.

 

Белицер В. Н. У зюздинских коми-пермяков // Краткие сообщения. АН СССР. Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая / М. Г. Левин (отв. ред.) и др. Вып. 15. М., 1952.