Черанёв Александр Николаевич

  • Материал опубликован 28 апреля 2020

    Несмотря на настоящее положение дел, музей продолжает работать. В частности, идет оформление выставки «О героях былых времён», которая посвящена участникам Великой Отечественной войны из Бисеровского и Зюздинского районов. Так как в ближайшее время наш музей вряд ли примет посетителей, мы решили частично поделиться фрагментами готовящейся выставки здесь. Сегодня первый рассказ.

    Переправа, переправа! Берег левый, берег правый...

Черанев Александр Николаевич (1916-2009). Родился в д. Петровская Зюздинской волости.

Призван в ряды Красной армии в декабре 1941 года. Служил в 131 стрелковой дивизии, 59 гвардейской Краматорской дивизии. Сражался под Тулой, защищал Сталинград, освобождал Венгрию, Чехословакию, Австрию. Награждён орденом Красной Звезды, юбилейными медалями, орденом Отечественной войны, медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией».

Из воспоминаний Александра Николаевича о битве под Сталинградом:

«В составе 62-й армии под командованием В. Н. Чуйкова наша дивизия участвует в сражениях на Дону и на подступах к Сталинграду.

Наша часть отражала ожесточенные атаки врага на правом берега Дона перед нами стояла задача: не допустить подхода пехоты и танков противника к занимаемому рубежу обороны. Выполнение этой задачи требовало огромной выдержки и солдатского мужества. Пришлось вести многодневные кровопролитные бои, так как враг наседал всей своей мощью. Особенно большие потери несли от немецкой авиации. Эшелоны бомбардировщиков по 36-50 самолетов налетали словно черная стая коршунов, и бомбили наши боевые порядки. Полмесяца держали оборону, а противник продолжал наносить удар та ударом, стремясь окружить наши части. Мы оказались в «мешке». И тогда командование армии дает приказ отходить.

Никогда не забыть переправу через Дон,- продолжает свой рассказ ветеран. - Эта переправа досталась дорогой ценой. Накануне в жесткой контратаке мы отбросили врага на несколько километров и стали готовиться к форсированию реки. Мне было поручено организовать переправу. Собрали все подручные плавсредства: бревна, доски, камеры от колес, соорудили небольшие плоты. Сколотили плот, чтобы переправить на левый берег машину командира дивизии, но не удалось. Только начали переправу, как немцы бросили на нас авиацию. Началась бомбежка.

Рев моторов пикирующих бомбардировщиков заглушал слова командира. Вода буквально кипела от взрывов. Все вокруг гудело, стонало и рвалось. Напрасно мы ждали помощи наших «ястребков». В небе господствовала немецкая авиация. Чувствуя себя хозяевами, немецкие стрелки поливали нас пулеметным огнем. Кто-то успел укрыться в ближайшем лесу, но берег уже был усеян телами убитых и раненых солдат.

Поскольку на мне лежала ответственность за исход переправы, я продолжал начатое дело. Раздобыв обрывки троса, веревки, используя изготовленные плоты, удалось соорудить подобие парома, и переправа приняла большую организованность, скорость и маневренность. Форсирование реки удалось завершить до того, как бомбардировщики пошли на второй заход. Кроме того, наш 48-и саперный батальон, отходя, оставил на берегу «гостинцы» для наступающих на нас фрицев. Мы заминировали берег противопехотными и противотанковыми минами.

За организацию этой переправы А.Н. Черанев получил свою первую боевую награду - медаль «За отвагу».

[Серова Н. С. Земляки. Афанасьево, 2008].