Черных Алексей Петрович

  • Материал опубликован 13 мая 2020

    Наш сегодняшний рассказ об афанасьевском ветеране Алексее Петровиче Черных.
    Родился он в 1920 г., до войны работал в колхозе. В ряды Красной армии призван в октябре 1940 года. Войну Алексей Петрович встретил в рядах 12 Печенгской бригады морской пехоты в Заполярье.

    Эмм... Я только учусь и понятия не имею, что это такое.
    Давайте спросим у Павла Анатольевича? Виджет вопроса справа.

Из воспоминаний Алексей Петровича:
«...Суровое Заполярье. Полуостров Рыбачий, «край земли». Здесь, на дикой гранитной скале горного хребта Муста-Тунтури, круто обрывающейся к морю, стоял пограничный знак Советского Союза №1. Знак, за который в течение всей войны ни разу не ступила вражеская нога. Гитлеровцы на севере советско-германского фронта перешли в наступление в конце июня 1941 года. Тяжелейшие бои развернулись на хребте Муста-Тунтури. Пограничники сдержали первую атаку врага. Позади отвесная скала, справа море. Но слева, под прикрытием валунов, можно уйти. Однако бойцы не ушли, не отступили. Прячась в гранитных расщелинах и за камнями, они не подпускали врага к пограничному знаку.
Круглосуточно светило не заходящее в июньском Заполярье солнце, казалось, никогда не кончится этот докрасна раскаленный день, никогда не кончится бой, не перестанут рваться мины и снаряды. Казалось, не было на земле живого места, но продолжали стоять солдаты, защищавшие ее.
Силы были явно неравные. На советской границе – только пограничные заставы да части стрелковой дивизии. И самолетов во много раз меньше, чем у гитлеровцев.
Ценой огромных потерь фашистам удалось к исходу первой недели боев потеснить наши части на Мурманском направлении. Но на правом фланге хребта пограничники героически дрались с врагом. Комсомольцы – пулеметчики Алексей Николаевич Ичетовкин (уроженец деревни Мавричатской) и Алексей Матвеевич Бузмаков (из деревни Бузмаковской) поливали непрошеных гостей свинцом. Они знали, что полосатый знак с Государственным гербом и дорогими буквами «СССР» будут защищать до конца.
Этот неприступный «пятачок» был для беснующегося врага как бельмо в глазу: он, этот пограничный знак, не позволял им во всеуслышание объявить об успешном прорыве войск по всей советской границе. Он дразнил и приводил его в ярость. В дикой злобе фашисты пытались расправиться с ним артиллерией и минометами.
Ранен Вася Соколов (уроженец поселка Афанасьева). Пулеметчики Ичетовкин и Бузмаков геройски погибли. В живых остался один сержант Самойлов.
Там и тут, вычерчивая в небе черный след, падали подбитые фашистские юнкерсы. Взрывная волна одного из снарядов опрокинула пограничный знак. И сразу же враги бросились в атаку. Они не подозревали, что им преграждает путь всего один боец.
С трудом подняв погранзнак, Самойлов пытался поставить его на место. Враги увидели пограничника. Раздался взрыв, Самойлов рухнул на землю, широко раскинув руки, словно и мертвый он продолжал защищать его.
Он уже не увидел ворвавшихся на вершину хребта моряков и красноармейцев, высадившихся на полуостров с Большой земли, не видел он, как обратились в бегство враги.
Далее Алексей Петрович рассказывает:
— На высоте был создан наш первый опорный пункт – самый опасный из всех других на хребте. Попасть сюда в пору незаходящего солнца, по открытому, пристрелянному врагом узкому перешейку было чрезвычайно сложно. Надо было, пригнувшись, от валуна к валуну, с остановками, выгадывая момент, бежать с ящиком боезапаса или термосом на спине. «Долиной смерти» окрестили мы эту дорогу. И вот, по этой «долине смерти» с риском для жизни, была первым делом доставлена на опорный пункт веревочная лестница. По ней, с тройной остановкой, на чуть заметных уступах почти отвесной скалы, под непрерывным обстрелом врага поднимались и осторожно спускались бойцы.
Моряки снова установили погранзнак. По нему строчили из крупнокалиберного пулемета. В него летели гранаты. Его расстреливали в упор. Ежедневно десятки глаз советских моряков напряженно всматривались в утренний полумрак.
«Держись, друг», – кричали они, обращаясь, словно к живому защитнику. И от того, что маленький деревянный столбик в полосатой тельняшке упорно не хотел сдаваться, фашисты буквально зверели.
Здесь, за Полярным кругом, в боевых действиях, как и в битвах за Москву, в других великих сражениях, победу рождали солдатский героизм, натиск и отвага. Подвиг северян Родина отметила медалью «За оборону Советского Заполярья». Ею награжден Алексей Петрович Черных.
— Уже осенью сорок первого, – говорит бывший боец бригады морской пехоты Северного флота А. П. Черных – фашистские войска были вынуждены перейти к обороне.
А потом было наше наступление. Противник совсем не ждал, что в нашем наступлении примут участие все рода войск, все виды вооружения. Даже тяжелые танки.
За участие в ожесточенных боях с врагом, проявленные при этом мужество и героизм А. П. Черных получил благодарность Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина и награжден медалью «За боевые заслуги». А дальше – высокая освободительная миссия – наши войска приступили к изгнанию фашистских оккупантов из северной Норвегии.
Таковы боевые пути-дороги Алексея Петровича по северному Заполярью.

[Порубов Н. На самых северных рубежах // Призыв. 985, 26 февраля].