"Вятский Спас - 3"

  • Материал опубликован 17 октября 2019

    12-13 октября Афанасьевский район «наездом» почтила экспедиция сообщества любителей внедорожной езды «Glazov4x4». В группе автолюбителей, которая базируется в г. Глазов Удмуртской республики, состоят люди, которые обожают находить непреодолимые пути, преодолевать их, а по дороге посещать интересные места на территории бывшей Вятской губернии.

    Они куда то ехали, ехали и приехали!

В нашем районе участники экспедиции побывали уже в третий раз. В данном случае поездка именовалась «Вятский Спас 3». Почему Вятский Спас? Потому что на территории бывшей Вятской губернии множество разрушенных или заброшенных дореволюционных храмов, которые представляют собой большой интерес, исторический, этнографический и культурологический. Почему 3? Это третья подобная поездка глазовского автоклуба по территории бывшей Вятской губернии. Почему Афанасьевский район? До 1921 г. наш район - бывший Зюздинский край, входил в состав Глазовского уезда Вятской губернии. Однако экономические, этнические и культурные особенности делают его непохожим, как на современные северные районы Удмуртии, так и на северо-восток Кировской области. Территория, на которой до настоящего времени находится локальная группа коми-пермяцкого этноса - Зюздинские пермяки, где от 2/3 до 3/4 населения практиковала старообрядчество поповского или беспоповского вида, где архаичные приёмы обработки земли сохранялись до начала XX века, где еще сохранились непролазные таежные дебри - этим наш лесной угол привлек участников внедорожной поездки.

Маршрут спланирован вдоль высокого правого берега Камы, от Гордино до Георгиево, по сёлам, где еще в XX веке стояли церкви. Почему в прошедшем времени? В нашем относительно бедном крае каменный храм позволить могло только центральное село - Афанасьевское, и его не успели выстроить. В остальных селах деревянные храмы не сохранились (за одним исключением). Время, огонь, местные инициативы - благодаря этим и другим факторам зюздинские церкви, когда-то формировавшие основу культурного ландшафта Афанасьевского района, не сохранились.

Но по порядку. В 7 утра по московскому времени участники экспедиции в составе 12 экипажей из г. Глазов, г. Ижевск, п. Яр и п. Балезино (Удмуртская республика), г. Чайковский (Пермский край) и п. Восточный Омутнинского района стартовали из Глазова в северном направлении. В эти же 7 утра из Афанасьева в Гордино отправился ваш покорный слуга - «Главный эксперт» экспедиции, который автомобилистом не является, в машинах не разбирается, дорог и мест достопримечательностей не знает. Потому при организации маршрута он поступает самым простым образом - при знакомстве с местными древностями сваливает ответственность на местных же экспертов - работников образования, культуры и всех неравнодушных граждан, за что приносит им благодарность!

Еще нет десяти, когда внедорожная колонна въезжает в Гордино. Приветствие, и мы направляемся в школьный музей (отличный музей!!!), где нас ждёт исчерпывающий рассказ про историю села от руководителя музея С. Г. Вариной. Вместе с Т. Д. Мищенковой они исполняют лиричную песню, посвященную Гордино. Затем прогулка - сначала до новой Александро-Невской церкви, затем - до дома культуры, где до революции размещалась старая Александро-Невская церковь.

Следующий пункт - с. Верхнекамье (или Верхнее Камье), старинный населённый пункт, в разные периоды  именовавшееся Екатерининским, Владимиро-Богородицким, Верхокамским. Здесь проходила южная граница Зюздинского края как этнокультурной области, здесь дореволюционные путешественники по нашему району впервые примечали пермяцкую речь. К югу от Верхнекамья до революции было распространено старообрядчество беспоповского, Поморского согласия, а севернее начинались починки не только коми-пермяков, но и старообрядцев Австрийского согласия, как правило, тех же коми-пермяков. Однако в самом селе, как центре прихода, старообрядцев не было.

Владимиро-Богородицкая церковь возвышалась на изумительном по красоте месте - высоком мысу в юго-западной части села, на расстоянии от сельской застройки. На фундаменте церкви в советское время построен дом культуры (опять!), а о старом храме напоминает одинокая сосна, которая стоит восточнее клуба. На старых фотографиях её можно разглядеть рядом с храмом. Храма нет, а сосна теперь разрослась.

Далее экспедиция направляется на поиск самой высокой точки Кировской области - бывшей деревни Краснояр. Сейчас это место, к сожалению, источено карьерами для добычи гравия. Поплутав, внедорожники находят информационную табличку. Решено немного отдохнуть, а руководитель каравана Алексей Золотов организует весёлую лотерею с розыгрышем призов для участников. И снова в путь.

Если Краснояр расположен справа от направления маршрута, то следующая точка - деревня Бузмаковская, находится левее. Немного переживаний - из-за особенностей связи не сразу встречаемся со следующим провожатым - Е. Я. Бузмаковой. Но такую экспедицию трудно не заметить, и вскоре Елена Яковлевна ведёт нас по достопримечательностям.

Здесь уже туристический комплекс: часовня с освящённым ключом и купелью, поклонный крест память о жертвах Гражданской войны, вяз, насчитывающий свыше 300 лет и входящий в национальный реестр деревьев., а также качели, да не абы какие, а капитальные. К качелям сначала и рванули желающие, ну конечно после тех желающих, кто набрал воду из источника и окунулся в купели. Место удивительное - высокий коренной берег, откуда далеко видна пойма Камы и отдалённые населенные пункты. Исключительно живописное с точки зрения ландшафта расположение населённых пунктов по правому берегу Камы - отличительная черта Афанасьевского района, о чём не стесняются при удобном случае упоминать наши гости. Ну и конечно, в этот день сопутствует погода, что редкость в последние дни.

Уже четвертый час, темнеет рано. Предпринимаем последнее ускорение - и в Афанасьево. Здесь нас встречает настоятель Афанасьевского храма, протоиерей Олег Зайцев. Многострадальный храм, уже пятый по счёту Афанасьевский храм в погосте/селе/посёлке/пгт, но первый каменный. Начало постройки датируется 1902 годом, но первая мировая война, начавшаяся в 1914 г., и последующие бурные события не позволили закончиться строительство. Клуб в церковном здании почему-то не поместили, но иных функций хватало - мельница, овощехранилище, быткомбинат, гараж, радиомастерская, райфо. С 1992 г. здание церкви возвращено приходу, с 2011 г. возобновилось строительство, а в апреле 2019 г. на колокольню воздвигнут купол. Церковь возрождается. медленно, но верно.

Афанасьевская церковь - единственный каменный храм в нашем районе, который на границе XIX-XX вв. спроектировал губернский архитектор И. А. Чарушин. И если субботний маршрут мы завершаем одним сохранившимся чарушинским творением, то воскресный начинаем другим - деревянным зданием Христорождественской церкви в с. Савинцы. Это старейшее здание нашего района, освященное в 1865 г., и реконструированное в 1900 г. Иваном Аполлоновичем.

В советские годы в здании располагался клуб (а что еще?), но уже много лет оно не эксплуатируется. Не эксплуатируется, но стоит. Удачное расположение, качественные стройматериалы, грамотные архитектурные решения и забота местных жителей удерживают здание от разрушения. Пока удерживают.

Входим в темное помещение, подсвечивая чем можно. Следы, как и запахи разрушения и запустения преобладают, однако далеко не все так ужасно. В алтарной части, на своде сохранились росписи более чем 100-летней давности. Участница экспедиции Алла Долганова, блогер из Ижевска, тщательно проверяет сохранность сруба. Алла ездит по достопримечательностям и историческим местам Удмуртии, рассказывает и показвает их, чему посвящён её информационный проект «Абрис». Среди интересов - старые храмы, в том числе и деревянные. По словам Аллы, среди дореволюционных деревянных храмов Удмуртии мало какой может похвастаться такой сохранностью, как храм в Савинцах. И это самое старое здание района! Увы, остаётся лишь грустно развести руками - многое нужно, чтобы возродить Христорождественскую церковь.

Пока обхаживаем архитектурный памятник, подходят местные жители, интересуются: не реставраторы ли мы, церковь восстанавливать приехавшие. Нет, порадовать их нечем.

Но есть и приятные сюрпризы - у одного местного жителя дома сохранился колокольный «язык» (или «било»). Идём к дому, смотрим, поражаемся. Не язык, а целый язычище - артефакт высотой под метр и массой под полсотни килограмм, найден в огороде. Мало сомнений - язык висел на колоколе Христорождественской церкви, и на самом большом колоколе. Хозяин передает колокол музею. Спасибо Александру Павловичу Носкову и глазовским внедорожникам.

Дальше едем в Бисерово, которое ранее именовалось селом Никольским, а потом Зюздино-Воскресенским. Здесь нас встречает Л. Б. Бегларова, главный знаток Бисеровских древностей. Идём на место, где располагался старый, Воскресенский храм на берегу Камы. Идём, спускаясь после дождя по сырой дороге, идём... бамс, гостеприимная бисеровская глина ловит в объятья эксперта, то есть меня. Что не перенесешь ради любимого дела!

На месте Воскресенской церкви, в которой, представляете, в советское время не было клуба, и которую разобрали еще в 1932 г., стоит крест. Церковь располагалась на коренном мысу на западной оконечности села. Это приводит к дискуссии - зачем ставить церковь на месте, которое находится заметно ниже подавляющей части Бисерова. Вероятно, расширение населенного пункта шла с запада на восток, плюс, этот мыс, а значит и церковь, были хорошо видны с реки.

По возвращении любопытная картина - в сырой глине застрял трактор. Но мало того - один из внедорожников решается помочь. Достаёт трос, цепляется, еще мгновение - и тракторок вылетает из западни, попутно чуть не перевернувшись!

Заходим в новую Никольскую деревянную церковь, слушаем рассказ об истории создания. Любопытные залазят на колокольню, среди них и ваш покорный слуга. Высота эффектная, но погода и тучи не позволяют в достаточной степени рассмотреть то, что находится вдали. Спускаемся по узким проходам, и колени после этого еще пару суток твердят мне: «Спасибо!».

Направляемся к конечной точке - селу Георгиево. Рядом с интересующим нас местом находится знаменитая Георгиевская, она же рудная, она же «чудская» гора. На этой горе расположено одно из многочисленных зюздинских городищ. На этой горе когда-то нашли клад, а сколько не нашли, а вспоминали - столько представить невозможно. C конца XVIII до начала XX веков здесь велись рудные разработки, отчего и название. Сейчас правый крутой берег Камы зарос лесом, и очертания горы еле угадываются.

Первую церковь в селе построили еще в 1703 году, всего было три церкви. Последняя, освященная в 1884 г., находилась рядом с горой, на западной оконечности села. В советское время использовалась для хранилища зерна, а также как складское помещение. Сооружение сгорела в 1994 г. Сохранились следы фундамента церкви, место не застроено. Недалеко находится так называемый «поповский колодец», где семья священника еще в дореволюционное время набирала воду. Семьи давно дет, поповского дома нет, церкви нет - колодец есть!

Это конечная точка нашего маршрута. Разворачиваемся обратно и домой! По дороге традиционный заезд в краеведческий музей и прощание. Спасибо сообществу «Glazov4x4» и Алексею Золотову в частности, за эту незабываемую поездку!

Огромную благодарность приношу Светлане Георгиевне Вариной, Татьяне Федоровне Макаровой, Елене Яковлевне Бузмаковой, настоятелю Афанасьевского храма протоиерею Олегу Зайцеву, Татьяне Модестовне Половниковой, Михаилу Александровичу Власову, Людмиле Борисовне Бегларовой, Юрию Евгеньевичу Половникову, Надежде Дмитриевне Поносовой и всем людям, которые помогли нам. «Главный эксперт» боялся выехать за пределы Афанасьева, и без этих добрых людей наша поездка не состоялась бы.

Автор фото -  Дмитрий Горбушин «Raven» (https://vk.com/album-39084068_267433500).