Банка из под леденцов Монпансье

  • Материал опубликован 8 сентября 2017

    - Это Полезный Горшок, - объяснил Винни-Пух. - И в него можно класть всякие вещи (из нашего и вашего детства).

    Здравствуйте! Среди человеческих страстей особняком стоит любовь к коллекционированию. Люди научились собирать все, включая лошадиные подковы, тюбики из под зубной пасты, куски асфальта, крышки от унитазов и стиральные резинки. В детстве ни я, ни мои ровесники не прошли мимо этой напасти. Коллекционировали марки и спичечные этикетки, обёртки от шоколадок, вкладыши от жвачки и фантики от конфет.

    Эмм... Я только учусь и понятия не имею, что это такое.
    Давайте спросим у Павла Анатольевича? Виджет вопроса справа.

С конфетами вообще двойное удовольствие получалось – тут тебе и фантик с картинкой, тут же тебе и сладость. Производители кондитерской продукции много лет назад освоили технологию «двойного удовольствия», доказательством чему наш сегодняшний экспонат. Представляем, жестяная банка от леденцов «Монпансье». Изготовлена в Российской империи, на конфетно-пряничной фабрике А.Е. Овечкина (г. Пермь).

Российская кондитерская индустрия активно развивается во второй половине XIX в., после отмены крепостного права. Шоколад, конфеты, карамель и леденцы, в том числе и т.н. «Монпансье» (так, по-французски, называли леденцы с ароматом, достигаемым добавкой пряностей или фруктовых эссенций) – все это выпускалось такими предприятиями, как «Товарищество Эйнем», «Абрикосов и сыновья», «Торговый дом Леоновых», «Товарищество А. Сиу» и многими другими. Среди всего прочего фабриканты сладких товаров большое внимание уделяют материалу и оформлению упаковки. Среди материалов с 1880-х годов распространяется жесть, а среди средств оформлению очень скоро самой популярной становится технологи металлохромии, позволяющая на поверхности упаковки создавать целые произведения искусства. На кондитерских емкостях наносились рисунки, созданные профессиональными художниками – различные исторические сюжеты, известные деятели культуры, архитектурные памятники, герои литературных произведений и даже члены царской семьи. Очень распространены были иллюстрации, посвященные событиям Первой мировой войны.

Изящно выполненные банки не выкидывались потребителями, а попадали во «вторичную переработку» – использовались в качестве футляров для различной мелочи, необходимой в повседневной жизни – ниток, иголок, пуговиц и тому подобного. Поэтому немалое количество таких кондитерских «футляров» сохранилось и до настоящего времени, причем в достойном состоянии.

Кроме крупных кондитерских компаний, существовало множество небольших фабрик по изготовлению сладкой продукции в российской провинции. Банка от монпансье одной из таких фабрик представлена у нас. Несмотря на то, что фабрика находилась в Перми (в собственном доме фабриканта), изготовление и оформление упаковки осуществлялось в Санкт-Петербурге или Москве. Несмотря на многочисленные потертости и повреждения красочного слоя, изображения на банке сохранились вполне удовлетворительно. Внизу дано наименование продукции, здесь же изображены медали, полученные на различных выставках (чем кондитерская банка хуже самовара). В верхней части помещены иллюстрации, изображающие развлечения аристократической (или, как привыкли говорить сейчас, «золотой») молодежи. Молодые люди играют в теннис, крокет и мяч, прыгают через скакалку, запускают воздушного змея – все то, что в российской провинции дореволюционного времени, в том числе и в Зюздинском крае, было в диковинку обывателю.

И нельзя не упомянуть саму продукцию. Теннис в нашем краю до революции вряд ли бы известен, а вот монпансье, или как их называли, лампасейки (а еще лампасеи или лампасье) – вовсе нет. Леденцы эти, относительно дешевые, пользовались большой популярностью, особенно у молодежи. В годы Первой Мировой войны, когда цены на продукты питания резко взлетели, в сельской местности лампасейки стали использовать вместо сахара, в прикуску.

Экономия

Я пью чай

с монпансьем -

на стакан

и одно

не съем

(В. Маяковский)

Эта традиция пережила и мировую, и гражданскую войны, будучи распространена в первые десятилетия советской власти. В частности, В.В. Маяковский был известен не только как выдающийся поэт, но и как автор многих рекламных слоганов, в том числе и о монпансье:

Фунт сахару -

копеек двадцать семь.

Фунт за вечер съем.

Фунт конфет

копеек около 40, -

неделя проходит,

съешь пока.

Как видим, преимущество леденцов очевидно! Потому они и были популярны.

Литература:

  1. Вертышева Е.В. Историческое прошлое... упаковки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kuzn-krepost.ru/fondy-kollektsii/2015-04-06-02-34-49/istoricheskoe-proshloe-upakovki.html.
  2. Маяковский В.В. Собрание сочинений в 13 томах. Т. 5. М., 1957.
  3. Хальчицкий А. Конфеты и фантики глазами коллекционера // Петербургский коллекционер. 2012, №.2.