Бронзовая чаша

  • Материал опубликован 26 октября 2018

    - Много лет прошло, как наши деды добрались до Камы, а раньше, говорят, здесь жили какие-то «чудаки». Кланялись они дереву, навешивали на него посуду серебряную. Несли меха собольи и беличьи. Одно слово - чудь! Своей пользы не понимали...

    (рассказ деда внуку в Зюздинском крае много лет назад)

     

    Здравствуйте! Тема сегодняшней беседы непосредственно связана с предыдущей - продолжаем осваивать культурное пространство археологических памятников Афанасьевского района. Только на этот раз перейдем от истории раскопок к находкам, которые в результате этих раскопок обогатили наше знание о прошлом. Одна такая находка, исключительная в своем роде, «вышла на свет» при археологических исследованиях Аверинского II могильника летом 1982 года.

    Эмм... Я только учусь и понятия не имею, что это такое.
    Давайте спросим у Павла Анатольевича? Виджет вопроса справа.

Это чаша, которую изготовили из «белой бронзы» - медного сплава с высоким содержанием олова, более тысячи лет назад, в VIII-IX веках в Средней Азии или Иране. В наши края чаша попала в результате торгового обмена. Предмет хранится в Национальном музее Удмуртской республике, так как раскопки Аверинского II могильника осуществляли удмуртские археологи. В Афанасьевском музее экспонируется фотография этого уникального артефакта.

Привозная посуда на афанасьевской земле - не редкость: на территории края известны находки кладов серебряных блюд, тарелок, кружек импортного азиатского происхождения, которые появились в нашем крае в результате торгового обмена на прикамские меха. Предки коми-пермяков использовали изящную серебряную посуду как предметы роскоши или престижную столовую утварь. Привозное серебро также использовалось как поделочный материал. Этими банальными целями употребление экзотических предметов не ограничивалось.

И здесь мы возвращаемся к нашей бронзовой чаше. По краю её бортика есть небольшое отверстие, на первый взгляд совершенно заурядное. Это только на первый взгляд. Специалисты по древностям рассматривают такие отверстия как следы ритуального использования сосудов.

У древних финно-угорских народов неизвестны рукотворные храмы, что не отменяет у них существование верований и культовых мест. Скорее всего, святилища размещались в священных рощах - сакральных участках леса, где языческими жрецами проводились религиозные обряды. Один из элементов подобного обряда - серебряные или просто светлые, подобно нашей чаше, блюда, которые подвешивали к веткам священных деревьев. Круглая форма блюд, отблеск серебра или, как в нашем случае, белой бронзы, наводили на сравнение «импорта» с немеркнущими светилами - Луной и Солнцем, которые в древних культурах обладали божественным статусом. По той же причине они использовались в качестве лика для языческих идолов.

По мнению Елизаветы Михайловны Черных, руководителя раскопок Аверинского II могильника 1982 года, бронзовое блюдо может рассматриваться как реликвия отдельной семейной группы или клана, которая вышла из обращения при чрезвычайных обстоятельствах. Более того, Елизавета Михайловна выдвинула гипотезу, что на месте, где было найдено блюдо, а это западная часть могильника, раньше находилось древнее святилище: «Расположение памятника на высоком участке береговой террасы р. Камы, по сути господствующей на местности, в излучине реки, близость городища Шудьякар, занимающего центральное положение среди поселений этой округи, а также соответствующего ему могильника, делают это предположение не столь уж маловероятным». Косвенно доказывает факт совершения здесь религиозных ритуалов находка чаши с отверстием по краю – сотни лет назад её задействовали в культовых обрядах.

Духовная культура - тонкая и хрупкая субстанция, которую время не щадит. Многое из древнего культурного наследия коми-пермяков утрачено, в том числе и мифология. Один из редких отголосков этой духовной культуры - следы использования предметов в древних верованиях.

 

Литература:

Бауло А. В. Атрибутика и миф: металл в обрядах обских угров. Новосибирск, 2004.

Бортвин Н. По следам восточных караванов // Уральский следопыт. 1935, №9.

Голдина Р.Д., Лещинская Н.А., Черных Е.М., Бернц В.А. Наследие народов Прикамья. Древности Прикамья из собраний Удмуртского государственного университета. Ижевск, 2007.

Кострова Л. Р. Камские просторы наши дарят нам волшебные пейзажи: Фотоальбом. Афанасьево, 2011.

Черных Е. М. Бронзовая чаша из Аверинского II могильника: К вопросу об использовании привозной посуды населением Прикамья в I тыс. н.э. // Культовые памятники Камско-Вятского региона: Материалы и исследования. Ижевск, 2004.