Как немецкий дирижабль зюздинцев напугал

  • А мне летать охота!»

    Здравствуйте!

    До середины XX века дорожная связь Зюздинского края с соседними районами ограничивалась несколькими грунтовками. Коренные зюздинцы не видали ни поездов (из-за отсутствия железных дорог), ни кораблей (из-за отсутствия моря), ни самолётов с вертолётами. Во второй половине XX века ни самолётом, ни вертолётом, ни поездом афанасьевцев уже было не удивить. Однако, ни они, ни мы не узрели того, чему стали свидетелями жители нашего края в августе 1929 года – над нашим районом пролетел немецкий дирижабль «Граф Цеппелин». Свидетель полёта невиданной машины, афанасьевский краевед Евлампий Михайлович Черанёв, оставил воспоминания, датированные 1973 годом.

    Материал опубликован 28 февраля 2020
    Харин Павел Анатольевич (harin)
    Испугаешься тут, когда такая махина прёт...

«С разрешения нашего советского правительства над территорией нашей огромнейшей страны пролетел немецкий дирижабль под названием «Граф Цеппелин». Это был научно-экспериментальный полёт. Об этом полёте нашумела вся мировая печать. В нашем советском журнале «Огонёк» также был описан этот перелёт. Я с удовольствием прочитал эту статью. Запомнил, что длина дирижабля была 57 метров [на самом деле 237 метров], внутреннюю кубатуру и количество пропеллеров я уже забыл. Команда дирижабля состояла из 12 человек [на самом деле – 26 человек] и была сильно вооружена».

А теперь подробнее, откуда взялся это дирижабль, и что это такое?

Дирижабли – воздухоплавательные летательные аппараты продолговатой формы. Принцип действия у них такой же, как у воздушного шара – заключенный внутри оболочки газ (водород или гелий) плотностью ниже окружающего воздуха, поднимает оболочку вверх. К оболочке крепятся двигатели, благодаря которым дирижабль двигается не только по направлению ветра, и пассажирская гондола для размещения экипажа и пассажиров. Конструкция дирижабля предусматривала систему управления и стабилизации в воздухе.

Дирижабли начали массово производить в начале XX века, особенно в Германии. Один из пионеров строительства дирижаблей – граф Фердинанд Цеппелин – разработал тип дирижабля жесткой конструкции, при котором несущий газ распределялся внутри обтянутого тканью жёсткого металлического каркаса. Потому дирижабли, созданные по проектам графа, стали называться «цеппелинами».

Воздушные монстры активно участвовали в первой Мировой войне, например, с них сбрасывали бомбы. Потому после заключения мирного договора Германии было запрещено строить дирижабли. После снятия запрета в 1925 году в Германии началась государственная кампания по сбору средств на строительство, а осенью 1928 г. новое судно совершило первый полёт. Назвали дирижабль в честь конструктора, который к тому времени уже умер – «Граф Цеппелин».

Евлампий Михайлович писал, что «Дирижабль «Граф Цеппелин» совершил полёт по маршруту Берлин (Германия) – Токио (Япония), где для посадки дирижабля построили специальную вышку». В силу давности событий, или в результате некоторой неосведомлённости, Евлампий Михайлович ошибался. На самом деле в августе 1929 г. дирижабль совершил кругосветный полёт. Спонсором путешествия согласился стать американский газетный издатель Уильям Херст, потому кругосветка стартовала в США, на базе в Лейкхерсте недалеко от Нью-Йорка, 8 августа 1929 г. Часть расходов по полёту компенсировалась за счёт отправки с дирижаблем почты в те города, где дирижабль делал плановые остановки – в городах Фридрихсхафен (Германия), Токио (Япония), и Лос-Анджелесе (США). Экипаж был немецкий, однако на дирижабле представители различных компаний – американцы, немцы, японцы; ученые, кинохронист и журналисты, в частности женщина – репортёр Грейс Драммонд-Хэй:

«Те, кто когда-нибудь раньше путешествовали на дирижабле, знают, что оторваться от его окон невозможно. Ты бегаешь с одной стороны на другую, и вскрикиваешь в восхищении от увиденного. Другие восторгаются внутренней обстановкой – устройством кают. Их стены сделаны из ситца, простирающегося с пола до потолка, при этом каюты содержат все необходимое для удобства путешественников. Нет лишь звонков вызова прислуги, но, лишь потому, что конструкторы по причине соблюдения безопасности, хотели избежать использования электричества. В каждой туалетной комнате - по два зеркала. Я подумала, что причиной отсутствия в каютах окон может быть опасение, что пассажиры будут из них что-нибудь выбрасывать, и это может повредить пропеллеры».

В Германии на борт «Цеппелина» сел советский геолог, профессор Карклин. Кроме людей, на дирижабле летели маленький аллигатор и бегемот, который везли в подарок Токийскому зоопарку.

Стартовав в США, дирижабль пересёк Атлантический океан за 55,5 часов. Затем дозаправка в Германии, и полёт в Японию через территорию Советского Союза:

«По своему намеченному ранее маршруту этот дирижабль должен был пролететь над десятками наших городов, как-то: Минском, Москвой, Ярославлем, Вологдой, Кировым [на тот момент - Вятка], Свердловском и т.д. Однако команда дирижабля выбрала умышленно другой маршрут полета – по тихим, густо не населенным местам. В день полёта дирижабля почти всё население города Москвы высыпало на улицы, площади и даже забралось на крыши домов, чтобы посмотреть на это чудовище. Такая же подобная картина была и в других городах. Однако дирижабль «Граф Цеппелин» жителям городов решил себя не показать».

Стоит напомнить, что в 1929 г. Германия - это одна из немногих стран, с которой у Советского Союза имелись дипломатические отношения, а до прихода к власти нацистов было еще далеко, потому Евлампий Михайлович сгущает краски. Хотя один инцидент имел место. Экипажу дирижабля было по радио предложено пролететь над Москвой, однако командир суда отказался из-за необходимости «воспользоваться попутным ветром и оставаться на прямой линии без отклонения от курса». Иначе, как опасался командир, дирижабль мог не долететь до Токио без посадки. Справедливости ради, в 1930 г. дирижабль посетил столицу СССР, где его приветствовали свыше 100 тысяч людей.

Но вернёмся в 1929 год. Вылетев из Фридрихсхафена, «Граф Цеппелин» пролетел над городами Ульм, Нюрнберг, Лейпциг, Берлин, Штеттин (всё Германия) Данциг (современный Гданьск, Польша), Кенигсберг (Калининград), Тильзит (Советск), Вологда, Пермь. Миновав затем устья Иртыша и Нижней Тунгуски, 18 августа дирижабль пролетел над Якутском, где его радостными криками и жестами встречали местные жители, Аяном и Николаевском-на-Амуре, пока не покинул территорию Советского Союза.

Вот как раз на пути из Вологды в Пермь немецкий воздушный корабль залетел в воздушное пространство Зюздинского края. Полёт не остался незамеченным зюздинцами:

«Августовский денёк выдался на славу. Солнечный, на небе ни единого облачка. Стояла страдная уборочная пора. Всё население, от мала до велика, работало на полях. Дирижабль «Граф Цеппелин», минуя наш город Киров [Вятку], пролетел над территорией нашего Зюздинского края, в то время ещё далеко отсталого уголка в культурном развитии.

Вначале послышался загадочный шум, затем этот гул нарастал, наконец показалось воочию это страшное чудовище, это невиданное доселе нами страшилище.

Дирижабль летел на высоте не ниже трёх километров, поэтому его видело всё население нашего края. И каждый утверждал, что он летел над нами. А на самом деле он пролетел много южнее даже села Афанасьева. Но поскольку он был очень огромный и летел на большой высоте, поэтому и казалось каждому, что он пролетел над нами. Была ужасная паника, страх и ужас овладел сотнями людей. Большинство населения, как бы спасаясь от этого страшного чудовища, старалось куда-то спрятаться. В панике бежали с полей, чтобы укрыться; кто в кустарники, перелески, в леса. Многие, коим бежать было некуда, прятались просто под бабками – суслонами.

У жителей деревни Волоковской была организована у одного гражданина «помочь» по уборке урожая. Так завидев этот дирижабль, все участники этой помочи бежали в лес».

Вот такой эффект произвёл иноземный воздушный транспорт на наших предков. Надо сказать, эта ситуация вовсе не исключительна. Вот как журналистка Драммонд-Хэй описывает полёт Цеппелина по Сибири:

«Паника распространилась среди простых невежественных крестьян, живущих в своих селениях в приткнувшихся друг к другу избушках в заброшенной Сибири. При виде грозного чудовища, парящего над ними, они разбегались, дрожа от ужаса и в поисках защиты, кто – домой, кто - в лес, а кто-то – в свои церквушки, моля о спасении от того, что казалось им кровожадным драконом, приближающимся к ним с небес.

Их ужас был неудивителен. Они не знали других средств передвижения, кроме собственных ног, сибирских пони [всё-таки лошадей] и грубо тесаных лодок. Нас заверили, что они никогда не видели таких для нас обычных вещей, как поезд или автомобиль.

Воздушное чудовище, которое наблюдали крестьяне, с рычанием появившееся с запада и улетевшее на восток, было Графом Цеппелином, дирижаблем, немецким воздушным лайнером, который совершал кругосветный перелет».

Исследователь Губерт Уилкинс так описывал Сибирь, которую он рассматривал из гондолы «Графа Цеппелина»:

«Вся страна кажется болотистой. Дороги и пути выстланы деревом. Мы не ожидали, что болота могут быть такими обширными. На сотни миль не видно признаков жилья, однако, наличие стогов сена говорит о том, что эта местность заселена... Мы видели тысячи квадратных метров болот, изборожденных на восток и запад лесной растительностью и узкими тропинками, выложенными деревянным настилом. Часто можно было увидеть тропинки, по которым могла бы пройти лошадь, но лишь раз, на протяжении 700 миль, мы заметили несколько лошадей и два стойбища.

Пролетая над одной из деревень, сэр Губерт заметил лошадь, впряженную в повозку, в которой была бочка с водой. Лошадь наткнулась на столб от навеса и остановилась после того, как тележка опрокинулась. Однако, люди не заметили этого, разглядывая воздушный корабль».

Средняя скорость полёта над СССР составила 130-136 км/час. Полёт от Германии до Японии прошел за 4 с половиной суток, в результате которого дирижабль преодолел 11230 километров.

После отдыха и дозаправки в Японии «Граф Цеппелин» преодолел Тихий океан. Ещё одна остановка в Лос-Анджелесе, и дирижабль пересекает последний отрезок пути. 29 августа, спустя 3 недели после старта, «Граф Цеппелин» подлетел к Лейкхерсту. Суммарное время в полёте составило чуть больше 12 суток.

В номере журнала Смена за 1929 г., в статье о полёте Цеппелина прогнозировалось: недалеко то время, когда через территорию СССР будут пролетать сотни воздушных кораблей, перевозя пассажиров на гигантские расстояния. Однако этого не случилось. В 1937 г. другой немецкий дирижабль, Гинденбурн, сгорел при посадке, а жертвами аварии стали пассажиры и экипаж на борту судна. С этого момента популярность таких транспортов падает из-за опасности полётов. В Германии запретили пассажирские перевозки и заграничные полёты. Через три года, в 1940 году, «Граф Цеппелин», к тому времени являвшийся музейным экспонатом, по приказу министра авиации Геринга отдан на слом. Так завершилась история немецкого воздушного судна, который так напугал в своё время зюздинских крестьян.

 

Литература:

GRAF ZEPPELIN: КРУГОСВЕТНЫЙ ПЕРЕЛЕТ 1929 ГОДА [Электр. ресурс]. URL: https://www.aviaport.ru/news/2004/07/27/81970.html.

История леди Драммонд-Хэй. Часть 1. [Электр. ресурс]. Url: https://ljwanderer.livejournal.com/245408.html.

Окунев Д. Отказали Сталину: как дирижабль «Граф Цеппелин» летал вокруг света // Газета.ru [Электр. ресурс]. Url: https://www.gazeta.ru/science/2019/08/08_a_12564253.shtml/.

Черанев Е. М. Нашумевшая история [рукопись]. Фонды Афанасьевского краеведческого музея.

Вокруг света в... 10 дней // Смена, 1929. № 17.