Картофелетёрка

  • Картошка хлебу присошка (поговорка)

    Здравствуйте! Давненько мы не обращались к зюздинской пище. Да, пельмени с пряниками в фондах долго не сохранятся, да и холодильник для таких экспонатов музейными правилами не предусмотрен. Тем не менее, история пельменей и пряников - не белое пятно, ведь попадают в музеи предметы, которые помогают осветить историю кулинарии. Такой экспонат не переварится никаким желудком, зато срок хранения у них в разы дольше, чем у самого долгоиграющего продукта. Сегодня представляем «тяжелую артиллерию» - самодельный крестьянский механизм под названием «картофелетёрка».

    Материал опубликован 28 сентября 2018

Современный афанасьевский стол сложно представить без картофеля, нет продукта более обыденного. Между тем картошка в России - недавняя гостья, да и пробивалась она на наш стол с перебоями. Здесь, кстати, Зюздинский край не уникален - корнеклубни буквально навязывались государственными властями разных европейских стран крестьянам как неприхотливая культура, простая в посадке и питательная. В Российской империи насаждение картофеля сверху привело к серии крестьянских выступлений - «картофельных бунтов», в том числе и на территории Вятской губернии. Увы, как и многие реформы по освоению «спасительной» агрокультуры (вспомним хрущевские эксперименты с кукурузой), внедрение картошки привело не к росту благосостояния крестьян, а к насильной посадке ненавистного овоща в ущерб культурам надежным. Невежество и злоупотребления местных властей приводили даже к массовым отравлениям. Как тут не взбунтуешься?

Во второй половине XIX века картошка потихоньку - помаленьку проникает в вятский быт, правда не везде. Настороженно к новой культуре отнеслись старообрядцы, которые, к примеру, в Зюздинском крае, составляли больше половины населения. Священник Николай Блинов описывает следующую ситуацию, приключившуюся с коми-пермяками - старообрядцами Зюздинского края:

«В прошлом году [1860] большая часть тех, которые сеяли картофель, побросали его в овраги или продали в городе, потому будто бы, что одна девка в селе Гординском, пробыв в беспамятстве три дня, по выздоровлению не велела их есть — это де проклятое растение. Между тем разведение картофеля было бы благодетельно для здешнего края».

Кстати, священнослужители пропагандировали внедрение новых методов земледелия и сельскохозяйственных культур в нашей местности, где огородничество, мягко сказать, было не в чести. Вот как описывает огороды Гординской волости священник Лаврентий Братчиков:

«Огородничество также в весьма жалком виде. Огороды маленькие — грядок в пять — шесть, длиною сажени три-четыре, и удобряются кое-как. В них садится только лук, капуста и редька, и в таком ничтожном количестве, что у редкого достает на зиму овощей. Овощи вырастают мелкие: лук с лесной орех, капуста от полфунта до фунта (русский фунт - 409 г), редька в две четверти длины (четверть - 17,78 см) и в 3 вершка (вершок - около 4,5 см) толщины. Картофель садят во всей волости не более 20 семейств, и то только с первых годов настоящего десятилетия (1860-е гг.). Окруженные... раскольниками, крестьяне Гординской волости считают за грех употребление картофеля в пишу... Разведение огородных овощей, особенно картофеля, было бы весьма благодетельно для края потому, что картофель составляет хорошую и здоровую постную пищу. Теперь же в посты крестьяне питаются одним лишь сухим мякинным хлебом».

Интересно, что редактор Вятских епархиальных ведомостей даже сделал приписку о том, что картофель содержит в себе более 70 % воды и непитателен. Не одни старообрядцы сторонились «земляных яблок».

Резко возросло употребление картофеля в XX веке. Так, если в 1916 году его в Зюздинском крае засевалось только 65 гектар, то в 1937 году уже 677 гектар. Картофель прижился на прикамских суглинках, а мнением старообрядцев в советский период мало кто интересовался.

Карикатурно выглядят публикуемые в районной газете призывы о массовой посадке картофеля. Но тут ничего не поделаешь, примета времени. Также на страницах районной печати пропагандировалась царица полей кукуруза.

Картофель не только использовался в пищу. Получаемый из картошки крахмал использовался для приготовления киселя и патоки, для накрахмаливания белых предметов одежды, для изготовления клея. А для получения крахмала афанасьевцы мастерили картофелетерки.

Представленный экземпляр состоит из деревянной прямоугольной основы, посередине которого помещён вал, на который надета металлическая тёрка с самодельными сквозными отверстиями. С помощью этого вала тонко нарезанный картофель перетирался в крахмал.

Картофелетерки часто встречаются в заброшенных домах Афанасьевского района. При этом удивительно, что для многих афанасьевцев этот механизм уже является анахронизмом, и вызывает неподдельное удивление. А ведь совсем недавно картошку боялись как огня...

 

Литература:

Н. Блинов. Заметки о пермяках Вятской губернии // Вятские губернские ведомости. 1861, № 44. Часть неофициальная.

Братчиков Л. Несколько слов о естественных богатствах Гординской волости и настоящем состоянии в ней сельского хозяйства // Вятские губернские ведомости. - 1865. № 46. - С. 141-142.

Вести массовую посадку картофеля // Зюздинский колхозник. 1959, 15 мая.