Колокольный язык

  • Материал опубликован 22 ноября 2019

    Далеко слышен звон [колоколов], когда пономарь благовестом сзывает народ в церковь... С большим удивлением и напряженным вниманием прислушивались мы, иностранцы, в первый раз бывши в Москве, к этому в высочайшей степени разнообразному говору нескольких тысяч колоколов, звон которых произвёл на нас какое-то особенное, до сих пор незнакомое нам ощущение.

    [впечатления немецкого посла Адама Олеария от Москвы XVII века]

     

    Здравствуйте! Как недавно сообщалось, музей пополнился новым примечательным предметом - колокольным языком. Язык этот, по-видимому, использовался на колокольне Христорождественской церкви, которая до сих пор украшает село Савинцы, правда уже «обесколоколенная».

    Всем языкам язык

Церковь, которую освятили в честь праздника Рождества Христова, открылась в 1861 г. Это единственный зюздинский нестарообрядческий храм, который стоял не на берегу Камы. Как и другие местные культовые постройки, Христорождественский храм закрыли в начале 1930-х гг., и там какое-то время размещался сельский клуб. В эти же тридцатые годы жертвой активистов стала колокольня вместе с главками. Из воспоминаний о процессе:

«А вот когда колокола снимали, доброволец (комсомолец Никита был такой) и полез снимать. Он их на землю скинул, а они не разбились. А вы ведь видите, церковь у нас на горке стоит. Так вот под горой народ стоял, смотрел на это действие. А колокола взяли и покатились под гору. И задавили его мать и сестру маленькую. Бог-то он всё видит».

Степень достоверности воспоминаний оценивать не берусь, так как народный фольклор богат на такие рассказы. А вот каким образом колокольный язык оказался в огороде савинского жителя А. Н. Носкова, ни в каком архиве не раскопать. Может от активистов прятали, может активисты устали тащить, а может третье или четвертое.

Язык важен: оторви его от колокола, последний онемеет. Колокол вообще сложная штука - медь колокольная создается по специальной технологии, чтоб звучало звонче, сам колокол отлить - тоже не баклуши колотить. Из-за особенностей издаваемых при звоне звуков колокола частенько получали прозвища. Например, на ростовской звоннице колокола «Козёл» и «Баран» получили такие прозвания за резкий, «блеющий» звук, а на колокольне Ивана Великого в Москве один колокол именуется «Лебедем» за высокий, чистый звук.

Есть гипотезы, что колокольный звон благотворно влияет на организмы и здоровье людей. Верны ли эти теории, пусть разбираются знатоки, однако в народной среде использовались свои лечебные практики. Так, онемевших людей поили водой, которой, в свою очередь, перед этим обливали колокольный язык. Ведь язык колокольный громок, почему бы ему своим голосом не поделиться с захворавшим.

Язык ковался из железа. Наш экземпляр представляет собой массивный железный стержень, на конце которого утолщение - «головка». Этой головкой при раскачивании наносились удары по внутренней части «звукового кольца» - утолщению по нижнему краю колокольной «юбки».

Способов колокольного звона много. В одном случае язык намертво фиксируется, а раскачивается колокол, чтобы ударить стенками по языку. Чаще же используется, другой, «язычный» способ, когда раскачивается язык при закреплённом колоколе. Это, по-видимому, наш случай.

Какой звон раздастся, зависело от мастерства звонарей. Дело это требует известной сноровки. В зюздинских дореволюционных церквах за колокольный звон отвечали церковнослужители, но могли воспользоваться и услугами «волонтёров». Как писал вятский ссыльный Лучинин, в 1907 г. даже на Пасху в колокола били местные мальчишки:

«Когда мы подъехали к церкви, в это время на колокольне какие-то любители, кажется, мальчики, раскачивали с большим усердием колокол, по случаю Пасхи, и издавали редкие и слабые удары. Ну, думаю, даже звонить, как следует, не умеют

Существует несколько разновидностей колокольного звона - торжественный перезвон, праздничный трезвон, погребальный перебор. А вот собирал паству на церковную службу благовест (нес благую весть о начале богослужения) - звон, который совершался одними самым большим, благовестным колоколом. Очень вероятно, что к благовестному колоколу относился наш язык. Учитывая длину - около 1 метра, высота «колокольчика» могла достигать 80 сантиметров. В какой колокол, как не в этот, сзывать народ в церковь?

 

Литература:

Зюздинские письма // Вятский край. 1907. № 127, 14 июня.

История Вятского края в преданиях, легендах и песнях /Сост. вст. ст., комм. А. А. Ивановой. – М., 2006.

Кузнецов Ф. В. Колокольный звон, его развновидность и применение в православном богослужении // Колокольные звоны: история, традиции, современность. Казань, 2017.

Мальцев С. А. Школа звонаря. На основе исторических звонов Ростова Великого. Ярославль, 2005.

Толковый словарь живого Великорусского языка Владимира Даля. Т.4. СПб.-М., 1909.