Вспашка почвы с целью посевов и сбора урожая практиковалась на нашей земле примерно c XI-XII вв. Однако, до появления железных плугов еще нужно было пахать и пахать... Главное пахотное орудие зюздинского крестьянина - деревянная соха, одноральная или двуральная. Это означало, что соха имела одну или две рабочие части, на которые надевались железные наконечники - ральники. До революции ральники у сохи в Зюздинском крае называли «мужичёк» и «жёночка».
Железные то они железные, однако КПД их сравнительно с плугом был ничтожен, так как ральник лишь чуть-чуть, на 10-15 см разрезал верхний слой почвы, не отваливая его. Урожаи при такой обработке были невысоки. Двуральные сохи - основное пахотное орудие не только зюздинских крестьян, но и вообще земледельцев нечерноземной зоны европейской части России вплоть до XX века, обрабатывающих таёжные дерново-подзолистые почвы. Статистические сведения 1892 года дают следующие цифры земледельческого инвентаря крестьян Зюздинского края - 4331 двуральная соха, 66 одноральных сох и 107 курашимок - пахотных орудий, являющихся переходным типом от сохи к плугу. В изготовлении сохи требовалось значительно меньше усилий и денег. По словам русского этнографа и вятского уроженца Д. К. Зеленина, «достоинства сохи не столько чисто сельскохозяйственного свойства, сколько характера экономического и социального» - не по карману были плуги «крепкому» дореволюционному крестьянину, по крайней мере в нашем крае.
Но, как мы видим по тем же статотчетам конца XIX века, в наш край проникают усовершенствованные сохи - «курашимки» из Пермской губернии. С запада, правда чуть позже, верхнем Прикамье появляются другие усовершенствованные сохи - «косули». Главным её отличием от двуралки было наличие железного лемеха - режущего рабочего элемента, который не просто разрезал землю, но и переворачивал её, как плуг. Сам по себе лемех был ассиметричным, «косым», отчего и произошло название орудия, животные семейства оленевых здесь не причем.
Косуля требовала тяжелого труда. Василий Фаддеевич Ситников, дед известного вятского писателя Владимира Ситникова, так описывал работу на земле: «Тупа была соха, а косули вечно попадали мне такие, что лезли вглубь или лежали на руках. Пашешь гон, а он то с полкилометра, то метров триста длиной. Умаешься. На повороте Кирюха [лошадь] отдыхает, а ты соху или косулю заворачиваешь. Ныли после этой работушки и руки, и спина».
И ещё один момент. Косуля то косуля, но долгое время в экспозиции она была подписана термином «Сабан», так называли косули в Афанасьевском районе. Вообще сабан - это татарский плуг, орудие, коренным образом отличающееся от косуль. Вероятно, такое название распространилось в Зюздинском крае от зауральских поселенцев, которые часто встречались с татарским плугом и перенесли его название на свои полусошки. А от них название проникло и к нам. Такая вот цепочка!
Литература:
Варанкина К. Так было…// Призыв. Газета Афанасьевского района. 1997. № 1-2.
Забытый край (Письмо из Зюздинского края) // Вятская речь. 1913. № 27.
Зеленин Д. К. Русская соха, ее история и виды // Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1908 год. Отд. 4. Вятка, 1908.
Ситников В. Эх, кабы на цветы да не морозы. Хроника падения крестьянского двора. Киров, 2012.
Штейнфельд Н. П. Зюздинский край (Глазовского уезда) // Календарь Вятской губернии на 1893 год. Отд. 2. Вятка, 1892.