Всеобщее начальное образование вкупе с научно-технической революцией, прошедшей в нашей стране в XX веке, нанесли серьезный удар по традиционной культуре жителей Зюздинского края. А ещё в XIX веке мировоззрение зюздинцев было иным. Чаще знания об окружающем мире передавались в устной форме, в виде преданий, легенд и быличек, в которых реальные сведения смешались с фольклорными рассказами о сверхъестественных силах, которые соседствовали с человеком. Кикиморы, домовые, водяные и прочая нечисть окружала наших предков везде.
В бескрайних прикамских лесах хозяйничали лешие. В народе леший назывался кусь, «долгий» (длинный, высокий), или «кусь-дядя», «долгий дядя». По описаниям зюздинских леших, это типичные для русской, или даже восточно-славянской мифологии духи - хозяева леса. Однако у них коми-пермяцкие имена, так как в течение последних столетий духовная культура зюздинских коми-пермяков во многом смешалась с культурой русской.
Леший - существо непростое. Он не злой или плохой, но за нарушение лесных правил наказывает строго. Тайга в старинном понимании - непростое место, которое граничит с миром духов, оборотным миром. И у самого лешего есть качества, которые позволяют ему находится в нескольких мирах или менять свой облик. Зюздинское прозвище лешего «долгий» означало то, что лешие достигали великаньего роста, с деревья:
Апрося стала быстро креститься и шептать: «С нами кресна сила». И потом опять заплакала, приговаривая, как ребенок: «Боюся я, боюся». Она.. была убеждена, что там, где виделись над лесом белые столбы, в глубокой чаще на нас шли три «лешака».
Здесь сосланный в Зюздинский край В. Г. Короленко показывает реакцию зюздинской девушки Апроси на возможных лесных гостей.
Из других свойств лешего - умение оборачиваться человеком:
«При общении с людьми принимает человеческий вид. Лешие живут семьями, вступают в брак и рожают детей. Во время свадеб у них бывают такие же поезда, как и у людей. Путь, по которому проехал свадебный кортеж леших, можно узнать по сломанным деревьям».
Как лешего распознать? Во-первых, он, как представитель оборотного мира, отличается от человека в разных деталях:
«Отличительный признак «долгого» у зюздяков – это белый зипун (армяк), запахнутый левой полой наверх. Запахнувшихся таким образом, хотя бы и невзначай, в Зюздино считают людьми подозрительными и непременно имеющими сношения с «долгим».
Другой рецепт - посмотреть через правое ухо лошади. Защита от лешего, как от любой нечисти - огонь, соль или круг, очерченный осиновой палкой. Нелишними будут молитва или крепкая нецензурная брань. Правда иногда леший обижается на ругань и может за это наказать.
Лесной дух не всегда вреден. При заключении с договора он помогает в охоте, сборе ягод и грибов; водит по лесу. В лесу, однако, нельзя свистеть, перекрикивать эхо (это голос лешего), и вообще упоминать его. Ни в коем случае нельзя никого посылать к лешему - он не гордый, возьмет.
Если правила нарушили, наступает возмездие - либо сам заблудишься в лесу, либо скотина пропадёт. Заблудился - значит попал в оборотный мир, откуда нет простого хода. Нужно самому оборачиваться - как и леший, надевать одежу задом наперёд и наизнанку, менять обувь на ногах, а если на шее висит крестик - перевешивать на спину. Тогда есть шанс выбраться, найтись.
Если пропала корова, придётся её выкупать, как в нашем районе поступали ещё недавно. Стряпаем блины, причем тесто поливаем в обратную сторону левой рукой справа налево, а затем несём на пень и просим о возвращении коровы. Рецепт, судя по записанным рассказам, стопроцентный. Ну и под конец не забываем самое важное - ни в коем случае лешего не стоит упоминать. Так, в крайнем случае обозвать его дедом «Пихто».
Литература:
Иванова А. А. Леший в мифопоэтической картине Верхокамья // Вятский родник: сборник материалов седьмой научно-практической конференции. Вып. 7. — Киров, 2004.
Иванова А. А. Мифологический ландшафт севернорусской деревни: типология и специфика// Поморские чтения по семиотике культуры. Геокультурное пространство Европейского Севера: генезис, структура, семантика. Архангельск, 2009.
Короленко В.Г. История моего современника // Собрание сочинений в 5 томах. Т. 4. Л., 1991.
Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2000.
Смирнов И. Н. Пермяки. Историко-этнографические очерк // Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Т. IX, вып. 2. Казань, 1891.