Леший

  • Материал опубликован 21 сентября 2018

    Там кто? - Дед «Пихто!» (о нежелании афанасьевцев называть лешего своим именем)

    Здравствуйте! Сегодня отвлечемся от районной инфраструктуры, несмотря на всю её актуальность, и обратим внимание на то глухое и неведомое, что ещё отчасти сохранилось в фольклоре жителей Афанасьевского района. Поговорим о леших. Правда среди экспонатов нашего музея пока нет ни одного не то что реалистичного - даже мифологичного изображения афанасьевского лешака, так что ограничимся советской игрушкой, которая изображает старичка - лесовичка. По сути, это то же самое.

    Эмм... Я только учусь и понятия не имею, что это такое.
    Давайте спросим у Павла Анатольевича? Виджет вопроса справа.

Всеобщее начальное образование вкупе с научно-технической революцией, прошедшей в нашей стране в XX веке, нанесли серьезный удар по традиционной культуре жителей Зюздинского края. А ещё в XIX веке мировоззрение зюздинцев было иным. Чаще знания об окружающем мире передавались в устной форме, в виде преданий, легенд и быличек, в которых реальные сведения смешались с фольклорными рассказами о сверхъестественных силах, которые соседствовали с человеком. Кикиморы, домовые, водяные и прочая нечисть окружала наших предков везде.

В бескрайних прикамских лесах хозяйничали лешие. В народе леший назывался кусь, «долгий» (длинный, высокий), или «кусь-дядя», «долгий дядя». По описаниям зюздинских леших, это типичные для русской, или даже восточно-славянской мифологии духи - хозяева леса. Однако у них коми-пермяцкие имена, так как в течение последних столетий духовная культура зюздинских коми-пермяков во многом смешалась с культурой русской.

Леший - существо непростое. Он не злой или плохой, но за нарушение лесных правил наказывает строго. Тайга в старинном понимании -  непростое место, которое граничит с миром духов, оборотным миром. И у самого лешего есть качества, которые позволяют ему находится в нескольких мирах или менять свой облик. Зюздинское прозвище лешего «долгий» означало то, что лешие достигали великаньего роста, с деревья:

Апрося стала быстро креститься и шептать: «С нами кресна сила». И потом опять заплакала, приговаривая, как ребенок: «Боюся я, боюся». Она..  была убеждена, что там, где виделись над лесом белые столбы, в глубокой чаще на нас шли три «лешака».

Здесь сосланный в Зюздинский край В. Г. Короленко показывает реакцию зюздинской девушки Апроси на возможных лесных гостей.

Из других свойств лешего - умение оборачиваться человеком:

«При общении с людьми принимает человеческий вид. Лешие живут семьями, вступают в брак и рожают детей. Во время свадеб у них бывают такие же поезда, как и у людей. Путь, по которому проехал свадебный кортеж леших, можно узнать по сломанным деревьям».

Как лешего распознать? Во-первых, он, как представитель оборотного мира, отличается от человека в разных деталях:

«Отличительный признак «долгого» у зюздяков – это белый зипун (армяк), запахнутый левой полой наверх. Запахнувшихся таким образом, хотя бы и невзначай, в Зюздино считают людьми подозрительными и непременно имеющими сношения с «долгим».

Другой рецепт - посмотреть через правое ухо лошади. Защита от лешего, как от любой нечисти - огонь, соль или круг, очерченный осиновой палкой. Нелишними будут молитва или крепкая нецензурная брань. Правда иногда леший обижается на ругань и может за это наказать.

Лесной дух не всегда вреден. При заключении с договора он помогает в охоте, сборе ягод и грибов; водит по лесу. В лесу, однако, нельзя свистеть, перекрикивать эхо (это голос лешего), и вообще упоминать его. Ни в коем случае нельзя никого посылать к лешему - он не гордый, возьмет.

Если правила нарушили, наступает возмездие - либо сам заблудишься в лесу, либо скотина пропадёт. Заблудился - значит попал в оборотный мир, откуда нет простого хода. Нужно самому оборачиваться  - как и леший, надевать одежу задом наперёд и наизнанку, менять обувь на ногах, а если на шее висит крестик - перевешивать на спину. Тогда есть шанс выбраться, найтись.

Если пропала корова, придётся её выкупать, как в нашем районе поступали ещё недавно. Стряпаем блины, причем тесто поливаем в обратную сторону левой рукой справа налево, а затем несём на пень и просим о возвращении коровы. Рецепт, судя по записанным рассказам, стопроцентный. Ну и под конец не забываем самое важное - ни в коем случае лешего не стоит упоминать. Так, в крайнем случае обозвать его дедом «Пихто».

 

Литература:

Иванова А. А. Леший в мифопоэтической картине Верхокамья // Вятский родник: сборник материалов седьмой научно-практической конференции. Вып. 7. — Киров, 2004.

Иванова А. А. Мифологический ландшафт севернорусской деревни: типология и специфика// Поморские чтения по семиотике культуры. Геокультурное пространство Европейского Севера: генезис, структура, семантика. Архангельск, 2009.

Короленко В.Г. История моего современника // Собрание сочинений в 5 томах. Т. 4. Л., 1991.

Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2000.

Смирнов И. Н. Пермяки. Историко-этнографические очерк // Известия общества археологии, истории и  этнографии при Казанском университете. Т. IX, вып. 2. Казань, 1891.