Новогодняя ёлка

  • Материал опубликован 14 декабря 2018

    Весёлый ряженый народ,

    Надев смешные маски,

    Под ёлкой водит хоровод,

    Рассказывает сказки.

     

    Подарки ёлка раздаёт,

    Не становясь беднее.

    И новый год, счастливый год

    Приходит вместе с нею!

     

    Здравствуйте! За окном уже декабрь и год тихонечко подходит к завершению. Все мы, в той или иной степени, ждём новогоднего праздника. А какой Новый год без Деда Мороза, подарков и новогоднёй ёлки? Ёлочке и посвящаем наш рассказ.

    Эмм... Я только учусь и понятия не имею, что это такое.
    Давайте спросим у Павла Анатольевича? Виджет вопроса справа.

В стародавние времена для каждого народа и каждой культуры была характерна своя традиция празднования Нового года. Ель как новогодний символ впервые появляется у древних германцев. Издавна у них существовал обычай идти в лес, где украшали выбранное для обрядовой роли еловое дерево, вокруг которого устраивали праздничные обряды. После распространения христианизации ель превращается в рождественский символ, который устанавливают дома. Из Германии традиция разбегается по остальным европейским странам.

На Руси ёлка в качестве новогоднего украшения дебютирует в эпоху правления Петра I. До 1 января 1700 года новогодье в нашей стране праздновалось 1 сентября. В ознаменование календарной реформы в день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу хвоей: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых».

Стоит учитывать, однако, что хвойные ветви при новом празднике выполняли только роль элемента интерьера. В современном понимании рождественские ёлки появляются в России в начале XIX века, спустя почти столетие после петровского правления. Авторство новой традиции принадлежит петербургским немцам. Моду перехватила царская семья - в 1818 году по инициативе будущее императрицы Александры Федоровны устраивается рождественская ёлка в Москве.

В 1840-е годы рождественские ёлки широко распространяются в дворянских кругах. Хвойные красавицы, украшенные фонариками, игрушками, пряниками, пирожными и конфетами, стоили очень дорого, и позволить их себе могли только состоятельные граждане. Что интересно, новый рождественский символ встретил немало противников в нашем отечестве. Не приняли ёлку крестьяне: они заготавливали хвойные деревья для господ, но сами в своей среде продолжали праздновать Рождество по старине. «Жёсткую оппозицию» ёлкам составила православная церковь. А как иначе - языческое по происхождению новшество, привнесенное с неправославного запада и посягавшее на самобытность, не несло, по традиционным взглядам, ничего положительного. Высший церковный орган страны, Святейший Синод, вплоть до революции 1917 года издавал указы, которые запрещали устройство елок в школах и гимназиях. Тем не менее, рождественская ёлка потихоньку помаленьку завоевывает культурное пространство, прежде всего в городской среде.

Революция 1917 года сначала не повлияла на традицию празднования Рождества, и во многих семьях ёлка по-прежнему являлась необходимым атрибутом праздника. Однако в первой половине 1920-х годов она становится нежелательной, как символ религиозного праздника, а значит и церковной пропаганды. Борьба с «пережитками» приобретает парадоксальные формы. Яркий пример тому - фотография с детской демонстрации 1929 года в Москве, где маленькие дети держат в руках плакат с надписью «Родители, не сбивайте нас с толку, не делайте Рождества и елку».

Отсутствовал на праздниках вечнозелёный символ недолго. Рождественская ёлка как символ религиозной пропаганды была не мила советскому государству, однако как символ празднования Нового года при новом государственном строе являлась сильным аргументом к своему возвращению. Сказано - сделано. 28 декабря 1935 г. во всесоюзной газете «Правда» выходит статья под названием «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» за подписью П. Постышева. Ёлка возвращается в круг главных праздничных символов, правда не Рождества, а Нового года, оставаясь таковой и в настоящее время.

В нашем крае новогодняя ёлка становится непременным участником новогодних праздников еще в довоенные годы, наряду с такими знаковыми атрибутами, как подарки, стихотворения про Деда Мороза, электрические гирлянды и балы-маскарады. Вот как проходит утренник в Афанасьевском детском саду в 1939 году:

«Сегодня днём Афанасьевский детский сад устраивает новогоднюю ёлку для детей. На праздновании будут присутствовать больше 50 детей и их родители. Детский сад устроил интересную ёлку. На украшение ёлки закуплено много игрушек. Среди игрушек имеется дед мороз и снежная баба. Все игрушки, после проведения новогоднего праздника, будут розданы детям в подарки. Одновременно для детей организовано угощение. Усиленно готовились к празднику дети. Каждый из них в этот день выступит с песней или расскажет стихотворение. Будут и другие игры и танцы. Интересно и весело дети проведут новогоднюю ёлку. Такое счастливое детство только в нашей советской стране».

А вот как праздновали Новый год в Афанасьевском доме культуры:

«В маскараде приняло участие большое количество людей. Участники бал-маскарада были наряжены в разную одежду. Они своими костюмами отражали дружную и спаянную семью народностей СССР. Вечер сопровождался пением, танцами и исполнением отдельных номеров. Посреди зала была установлена ёлка, которая освещалась электрическим лампочками».

Устройство новогодней ёлки должно было соответствовать строгим правилам, свидетельство чему рекомендация Афанасьевского пожаринспектора Смертина в 1961 году:

«…Ёлку необходимо устанавливать на середине зала, чтобы она не препятствовала выходу людей на случай пожара. Ветки её не должны касаться потолка и стен. Освещать ёлку следует электрическим светом напряжением в 12 вольт. Там, где нет электрического освещения, праздник надо проводить в дневное время. При оформлении ёлки нельзя вешать целлулоидные и другие легко воспламеняющие игрушки, обкладывать подставку и ветки ёлки ватой, непропитанной огнестойкими составами, допускать лиц, одетых в костюмы из ваты, марли и бумаги…».

В 1960-е годы, с распространением телевизоров празднование Нового года становится семейной традицией, и в советские дома и квартиры впервые проникают искусственные елки из алюминия или пластмассы. В нашем крае живые ёлочки ёще долго держали приоритет в использовании, более того, Афанасьевский район экспортировал «хвойный товар». Так, к Новому 1988 году, Афанасьевский леспромхоз заготовил 21680 (!) новогодних ёлок, которые отправились на юг, в Краснодарский и Ставропольский края. Однако в это же время в нашей лесной местности начинают использовать искусственные ёлки. Некоторые из них нашли место в фондах музея.

 

Литература:

Душечкина Е. Три века русской елки. Наука и жизнь, 2007, № 12; 2008, №1.

Зюздинский колхозник. 1939, 1 января.

Зюздинский колхозник. 1939, 4 января.

Зюздинский колхозник. 1966, 21 декабря.

Иванов Г. К новогоднему празднику // Призыв. 1987, 17 декабря.

Как все начиналось. Советская ёлка // На ёлке. 2014, № 1.