Первый асфальт

  • И у черта и у Бога,

    На одном видать счету.

    Ты российская дорога -

    Семь загибов на версту.

    (Из фильма «Гардемарины, вперёд!»)

    Здравствуйте! Вот и пришёл срок поговорить о наших дорогах. Да и срок, признаться, подходящий - 30 лет назад, в начале сентября в посёлке Афанасьево, по направлению от автопавильона до центральной столовой положили первые метры асфальта.

    Материал опубликован 3 сентября 2018

Дороги в нашем районе претерпели долгий и тяжёлый период развития, да и до наступления всеобщего дорожного счастья ещё далеко. Однако в сравнении с той транспортной сетью, которая обслуживала наш край, к примеру, сто лет назад, сейчас в Афанасьево рай. Остановимся на истории дорог поподробнее.

Дороги - кровеносная система любого государства и экономики. По дорогам ездят купцы, ходят войска, перемещаются переселенцы и чиновники, ученые и любители путешествий. Естественно, государство заинтересовано в развитии дорожной сети. Не исключение и Вятская губерния, в которой действовало несколько трактов, так сказать регионального значения. Однако, северо-восточная часть Вятской Губернии в XVIII-XIX веке недаром именовалась «медвежьим углом», куда ссылали сотни политических и прочих ссыльных. Дорог регионального и даже губернского значения здесь не проходило. Да что говорить, до второй половины XIX века местное население в качестве основного транспортного средства предпочитало лошадь. Вятский статистик Н. Романов зафиксировал следующую картину в 1875 году:

«Перед моими глазами в селе Зюздино-Воскресенском (сейчас - Бисерово), по случаю праздника, проехало несколько сот мужчин и женщин к обедне и все ехали верхом, иногда двое на одной лошади, – не было ни одной телеги». Это не преувеличение - многие посетители Зюздинского края дореволюционного времени отмечали отсутствие у местных жителей телег. Народ передвигался пешком, на лошади, зимой на санях, ну и реки края в помощь. Если крупные поселения еще связывались просёлочными дорогами, то к многочисленным починкам добраться было проблематично.

Во второй половине XIX в. Глазовское земство в числе своих социальных обязанностей (таких как образование, медицина, страхование и т.д.) начинает «пытаться» строить дороги, в том числе и в Зюздинском крае. Появляются грунтовки по линии: Глазов - Карсовай - Гордино - Афанасьево и Глазов - Понино - Залазна - Афанасьево. Однако эти дороги требовали постоянного присмотра:

«Уездные дороги в волостях Бисеровской, Харинской (Зюздинской) и Гординской по большей части летом бывают грязны и негладки, а зимой нырковаты, единственно от того, что они проложены между полевыми изгородями, промежуток между которыми сужен до 3-5 сажен (сажень - 2,13 см). Чтобы привести дороги в удовлетворительное состояние, необходимо обязать крестьян отнести изгородь от дороги с обеих сторон на 5 сажен... тогда дорогу менее будет растаптывать скот и она не будет портиться от верховой езды, потому что проход скота и проезд верхом может быть по сторонам дороги. Наконец, тогда дорога будет более доступна ветрам и будет скорее просыхать, а зимой будет меньше снежных наносов».

В довоенный советский период ситуация с дорогами также оставалась далека от идеала. Доклад об экономическом состоянии Зюздинского района 1938 года описывает все те же две гравийные дороги: Афанасьево - Глазов и Афанасьево - станция Яр. Тут же несколько интересных цифр:

«Внутри районные дороги насчитывают 300 километров... Автомашин в районе 3, из них одна легковая марки «ГАЗ», неисправная. Телег в районе всего 1658, из них на деревянном ходу 473».

***

Первый асфальт в п. Афанасьево был положен усилиями Передвижной механизированной колонной 334 Омутнинского стройтреста. Для работ также привлекли ресурсы афанасьевских организаций. В этом же году на территорию Афанасьевского района прибыл дорожно-строительный батальон 29134 - подразделение дорожных войск, которое провело основное асфальтирование дорог в районе. А самый ранний экспонат из хранящихся в фондах нашего музея - фото асфальтирования улицы вдоль Маёвского пруда и парка в 1990 году.

 

Литература:

  1. Доклад Вятской губернской земской управы губернскому собранию XXXV очередной сессии по экономическому исследованию дорог и приложения к нему. Вятка, 1901.
  2. Журналы Глазовского уездного земского собрания VI очередной сессии (15-24 сентября 1872 г.) и доклады управы. Вятка, 1873.
  3. Коршунков В. А. Какими были вятские дороги // Герценка: Вятские записики. Вып. 18. Киров, 2010.
  4. Краткая характеристика политико-экономического состояния Зюздинского района, 1938 г. (рукопись) // Фонды Афанасьевского краеведческого музея.
  5. Сысоева Э. Первые метры // Призыв, 1988. 6 сентября.