"Поповский" самовар

  •  на белой табуреточке

    Да на вышитой салфеточке

    Самовар стоит,

    Словно жар горит...

    (К. Чуковский «Федорино горе»)

    Здравствуйте! Сегодня речь пойдет о традиционном персонаже русского дореволюционного быта - самоваре.

    Материал опубликован 18 мая 2018
    Никонов Евгений (nikonov)
    Эмм... Я только учусь и понятия не имею, что это такое.
    Давайте спросим у Павла Анатольевича? Виджет вопроса справа.

Чай в нашей стране впервые завезли в XVII веке. Изначально это был напиток знати, показатель высокого общественного статуса и достатка. Знать преимущественно обитала в городах, а стало быть, и чайная культура развивается в городской среде. Со временем ценителями чая становятся купцы и ремесленники.

В 1730-1740 гг. в России появляется первый самовар - уникальное, исконно русское приспособление для приготовления чая. Родиной самовара является Урал, где в начале XVIII века как грибы после дождя начинают работать металлургические заводы, в том числе и медеплавильные. На одном из таких заводов, Суксунском, который принадлежал заводчикам Демидовым, и сделали первый самовар.

Изобретение нашло обширный спрос, и самовары начинают собирать по всей стране. Самым известным центром становится Тула, и надолго - практически в каждом музее нашей страны есть хоть один, да самовар из Тулы.

Не старались отставать и другие города. В XIX веке самовары начинают производить на вятской земле, в частности в меднолитейной столице края - городе Слободском. Самое известное предприятие по производству самоваров принадлежало мастерам Поповым.

Свою работу оно начало с 1864 г., когда слобожанин Егор Михайлович Попов со своими братьями Иваном, Николаем и Гаврилой открыл мастерскую избу. Упорный труд и четкая организация процесса со временем привела к расширению предприятия, состоявшего из нескольких помещений - слесарной мастерской на три верстака, токарной с тремя станками — токарным, точильным и шлифовальным, кузницей с двумя мехами и горнами. На самодельных станках выдавливались и вытягивались детали самоваров, штамповались крышки и конфорки, а детали, требующие отливки: поддоны, краны, ручки — заказывались в мастерских других слободских мастеров - Ситниковых и Желваковых.

Со временем поповские самовары завоевали вятский рынок и вышли за его пределы. Их продукцию можно было приобрети на Макарьевской и Ирбитской ярмарках, а в 1896 г. самовары братьев Поповых были отмечены серебряной медалью на Нижегородской выставке.

Медали были весьма эффектными, да только на самовар их не повесишь, оставалось одно - поместить их изображение на самовар в виде оттиска. А что, эффективный рекламный ход для увеличения продаж - не какая-то там подделка - медалью отмечена! Вот потому дореволюционные российские самовары представляют интерес не только как предметы быта, но и образцы декоративно-прикладного искусства - на многих из них до революции чеканили медали.

Вернемся в Слободской. Работало в поповской мастерской одновременно до 6 наемных рабочих, оплата составляла от 30 до 50 копеек в день, который продолжался до 14 часов. Перерабатывала мастерская 100 пудов меди (1600 кг) в год на 1800 рублей. Это важно знать, если учесть, что самовары продавали на вес. Обычный самовар стол около 8 рублей.

Случались и любопытные казусы. Вятский краевед А. В. Рева писал, что «дальний крестьянин, побывав в самоварной лавке, шел в дом и просил продать ему самовар с хозяйского стола... Иной день приходилось раз по пять самовар кипятить. Только на стол поставишь, придет покупатель и просит продать именно этот кипящий самовар — тут он был уверен, что не вылетят его денежки в трубу».

Самовары производства мастерской братьев Поповых чаще всего имели стандартную, так называемую «баночную» форму, в которой вскипание воды происходило в самый короткий срок при малых затратах топлива. Тем интереснее, что в фонды нашего музея был передан поповский самовар, имеющий оригинальную форму «репки», что редкость для наших краев. А чем Зюздинский край не отличается от остальной России, так тем, что и здесь всегда любили чай. А хороший самовар к чаю только в плюс.

Литература:

  1. Гилодо А.А. Русский самовар. М., 1991.
  2. Калиничев С. П., Бритенкова Л.В. Самовары России. С., 2010.
  3. Рева А.В. Вятские колокола. Нижний Новгород, 2003. 
  4. Самовары братьев Поповых [электр. ресурс]. Url: http://www.sloblib.narod.ru/1997/slob3.htm.