Щёть

  • Вошь, что заемный грош, спать не дает (В. Даль)

    Здравствуйте! Мы знаем, что хозяйственный уклад в нашей деревенской местности вплоть до середины XX века оставался натуральным, при котором крестьянин удовлетворял потребности своим трудом, а не посредством купли-продажи. Дом рубил сам, хлеб сеял сам, одежду шил сам. И инструменты для хлеборобства, домостроительства, ткачества и шитья тоже делались (за редким исключением) в пределах своего хозяйства.

    Материал опубликован 1 июня 2018
    Никонов Евгений (nikonov)
    Эмм... Я только учусь и понятия не имею, что это такое.
    Давайте спросим у Павла Анатольевича? Виджет вопроса справа.

До появления в массовой продаже дешевых фабричных тканей основным материалом для шитья одежды был лён, который возделывался для получения волокна.

Чего лён категорически не любил, так это лентяев: от сбора льна до получения ткани проходило несколько трудоемких стадий. Сначала его теребили - выдергивали из земли (вместе с корнями). Затем, сушили, отделяли волокно от семян и размачивали (по несколько недель). Затем получившуюся массу снова сушили и начинали обрабатывать механически, отделяя волокно от твердой оболочки - мяли, трепали, чесали. Все было направлено на сортировку и очистку волокна.

Героем нашей сегодняшней рубрики является старинный инструмент щёть, или как ее еще называли в Зюздинском крае, шоть - простейшее орудие для чесания льна. Делалось она просто - горсть свиной щетины завязывали пучком, с одного конца обшивали куском ткани и заливали варом, с другой стороны ровно обстригали. В одну руку чесальщик брал горсть льняных волокон, в другую щёть, и начинал мягко расчесывать. Жесткий и упругий свиной волос плодотворно прочесывал льняную массу. Работа требовала сноровки, так что чесальщицами были опытные женщины.

Щёть для обработки льна в Зюздинском крае ничем не отличалась от подобных инструментов в других частях страны. Однако, каким то образом щёть приобрела в нашей местности еще и побочное назначение, и занимательное - ею зюздинские жители вычесывали из волос (человеческих!) вшей.

Еще в древнем Египте со вшами боролись, наголо обривая голову. С тех пор средств борьбы с этими мерзким насекомым, переносчиком множества болезней, сменилось множество, но она все равно наносила колоссальный вред. Так, в нашей стране в годы Первой мировой и Гражданской войн миллионы людей погибли от сыпного тифа, переносимого вшами. Периодически, вши беспокоят людей и сейчас, особенно детей.

Средства борьбы с ним постоянно развиваются, в настоящее время это различные медикаментозные мази и масла. Однако раньше, особенно в довоенные годы, ситуация с медицинскими учреждениями, особенно на селе, обстояла сильно хуже, и основным способом борьбы с напастью являлся механический - вшей выбирали и вычесывали. А кто-то из зюздинцев догадался, что в качестве средства уничтожения коварного врага щёть лучше гребня.

Про такой способ использования щёти в соседних районах и областях сведений нам не встречалось - только сугубо профильное использование. А вот в нашей местности о нём слышали (и видели) многие. Что тут сказать, голь на выдумку хитра!

Литература:

  1. Бежкович А. С., Жегалова С. К., Лебедева А. А., Просвиркина С. К. Хозяйство и быт русских крестьян. Памятники материальной культуры. Определитель. М., 1959.