Сундуки

  • Материал опубликован 13 апреля 2018

    Не сказывает муж жене, сколько у него денег в сундуке, да та сама узнает (поговорка).

    Здравствуйте! Героем нашего сегодняшнего повествования стал такой необходимый элемент убранства зюздинского крестьянина, как сундук
     

    Эмм... Я только учусь и понятия не имею, что это такое.
    Давайте спросим у Павла Анатольевича? Виджет вопроса справа.

Домашняя обстановка дореволюционного жителя Зюздинского края описывается одним емким словом - незатейливость. «Два глиняных горшка, чугунок, нож, лопата и несколько деревянных ложек, да неизбежная солонка – вот и весь инвентарь хозяйки. Кой - где начали заводить самовары. Лучина, в качестве осветительного материала, преобладает. Свечей почти вовсе не жгут. Кто побогаче – прямо заводит лампы, обыкновенные жестяные, ценою в сорок копеек». Так, по словам Н. П. Штейнфельда, выглядело бытовое хозяйство зюздинцев в конце XIX века.

Странно, что Николай Павлович не упомянул о наличии в хозяйствах сундуков, и зря - они уже в позапрошлом веке стали рядовыми элементами домашнего хозяйства. Да не простые сундуки - расписные. Многие невесты хранили в сундучках приданое, и внешнему виду мебели уделялось повышенное внимание. А как иначе, ведь с таким сундуком ехать к новой родне на виду у всей деревни.
Одним из общероссийских центров сундучного промысла была Вятская губерния, особенно центр - Вятский уезд, где сундуки начали мастерить еще в начале XIX в. Готовую продукцию можно было приобрети как на таких рыночных гигантах, как Ирбитская и Нижегородская ярмарки; так и на местных ярмарках и торжках.

Вятские сундучные мастера находили спрос труду и «за рубежом», особенно в Пермской губернии. Обычно происходило это в форме «отхода» - в свободное от полевых работ время, то есть зимой, вятские умельцы отправлялись на заработки к пермским соседям - рубили избы, расписывали их, ну и мастерили сундуки. Замечено, что наибольший наплыв вятчан на восток приходился на голодные, неурожайные годы, когда крестьяне искали любые возможности заработать на хлеб. В «хлебные» годы поток мастеров уменьшался.

В конструктивном отношении вятские сундуки просты: прямоугольной формы, крышки покатые, никаких отделений внутри. Поверхность сундука окрашивалась в красный или коричневый цвет. Поверхность крышки и лицевой стороны разбивалась на два квадрата, внутри которых размещался декоративный ромб и розетка. Небольшими разноцветными розетками и точками украшались края крышки и лицевой стороны.

Вятская роспись легко узнаваема, и встретить ее можно не только в музеях. Многие семьи в Афанасьевском районе такими сундуками продолжают пользоваться и сейчас. Даже в заброшенных домах (коих в нашем районе множество), часто можно встретить такие сундуки. Выкинуть их хозяевам было жалко, а перевезти с собой, видимо, невозможно...

Литература:

  1. Барадулин В. А. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом. Ленинград, 1988.
  2. Пудов Г. А. О производстве сундуков в Вятской губернии (История, технология, художественный стиль) // Герценка: Вятские записки. Киров, 2017. Вып. 32.
  3. Штейнфельд Н. П. Зюздинский край (Глазовского уезда) // Календарь Вятской губернии на 1893 год. Отд. 2. Вятка, 1892.