Театр на Афанасьевской сцене

  • Материал опубликован 26 апреля 2019

    Лучший момент любого спектакля — сразу после поднятия занавеса и прежде чем в зале успели кашлянуть.

    Здравствуйте!

    2019 год в России - год театра. Этот элитарный вид искусства не избежал нашего края - театральные постановки периодически радовали афанасьевского зрителя. Поэтому сегодня в нашей рубрике пройдемся по истории афанасьевских спектаклей, для чего воспользуемся страницами районной газеты и фотографиями из фондов музея.

    Эмм... Я только учусь и понятия не имею, что это такое.
    Давайте спросим у Павла Анатольевича? Виджет вопроса справа.

Наиболее раннее упоминание этого жанра здесь встречается в годы Первой Мировой войны, когда стараниями сельской учительницы и школьников в с. Бисерово поставили благотворительный спектакль для семей погибших солдат. Учебные заведения, по-видимому, были первыми местами, где организуются театральные кружки и ставится спектакли по пьесам. Основательно же театральное искусство в нашем крае прописывается, по-видимому, уже в 1930-е гг., когда заработал драмкружок при районном доме культуры. Страницы «Зюздинского колхозника» этого времени пестрят сообщениями о постановках:

«1 октября силами драмкружка в Афанасьевском доме соцкультуры была поставлена пьеса «Ульма». В плане драмкружка предусмотрено в этом месяце поставить ещё одну постановку «Очная ставка». [1938 г.]

«В Афанасьевском ДК 7, 10, 11, 12 ноября спектакль «РАЗЛОМ». Пьеса Б. Лавренева в 4 действиях». [1939 г.]

«Драм. кружок при Афанасьевском ДК (руководитель Колесников), тщательно подготовил пьесу Биль-Белоцерковского «Пограничники». Ее просмотрели около 500 человек. Отзывы зрителей об игре в постановке пьесы хорошие». [1940 г.]

«В Аф. ДК разыграна пьеса А. Ульяновского «Крепостные». Спектакль был поставлен с глубоким освоением материала, с большой культурой, мастерски подобраны костюмы и стильно, красочно произведено декоративное оформление. В этом выражается упорная работа коллектива драматического кружка, которым руководит В. Лебедев. В исполнении ролей, в умении сохранить цельность образов до конца, видны значительные успехи коллектива». [1940 г.]

Это лишь небольшая часть сообщений. Как вспоминала Нина Савельевна Серова, известная афанасьевская журналистка и поэтесса, театр в довоенном Афанасьево пользовался большим спросом:

«...спектакли ставили серьезные и довольно часто. Помню, в репертуаре драмкружка были «Любовь Яровая» Тренева, «Не все коту масленица», «Бесприданница», «Гроза» Островского, ставили А. Чехова — «Медведь», «Злоумышленник», «Хирургия». Каждый спектакль был тогда событием и не только потому, что мало было в то время зрелищ, а еще и потому, что это были работы серьезные. Они с одной стороны играли просвещенческую роль, а с другой — приобщали людей к большому искусству. Возглавляли драмкружок вначале Колесников, потом, перед самой войной, Куклин, Это были интеллигентные люди, истинные театралы, специалисты, хорошо знающие свое дело».

В дальнейшем подобного обилия упоминаний о постановках больше не встречается. В послевоенное время у театра появляются новые конкуренты, в первую очередь телевидение и кино. И все-таки спектакли продолжают жить:

«В прошлую пятницу зрители райцентра смотрели пьесу «Возвращение» А. Кузьмичева, поставленную драматическим кружком районного Дома культуры (руководитель Г. Гордина).

Желающих посмотреть новинку самодеятельного коллектива собралось много, зал был заполнен до отказа. Да это и понятно: таких представлений в Доме культуры не было уже очень давно.

Мы не будем рассказывать о содержании пьесы. Тот, кто смотрел спектакль, и без этого хорошо знает его. Мы намерены лишь охарактеризовать игру отдельных исполнителей, их промахи и удачи.

Главный герой пьесы — инженер-полковник П. В. Иванов. Его роль исполнял П. И. Ожегин. И надо прямо сказать, что он с порученной ролью не справился. Иванов — Ожегин явно не похож па старого, прославленного полковника, допустившего ошибку в семейной жизни. Непростительно П. И. Ожегину и то, что он из-за халатности не изучил свою роль, часто приходил к помощи суфлера...

Остальные исполнители в спектакле играли неплохо. Запоминается Липочкина — соседка Ивановых. Эту легкомысленную женщину, стремящуюся показаться умной дамой, прекрасно воплотила на сцене Г. Гордина.

Серьезно и уверенно исполняли роли: Лены, второй жены Иванова — Д. А. Собенина, Кургановой, первой жены Иванова — Т. В. Некрасова. Особенно запоминается сцена, когда Иринка — дочь Марии Кургановой — со слезами на глазах говорит об отце. А ведь роль Иринки исполняла «подставная» артистка — работница конторы связи Екатерина Токарева. Ей пришлось в спешном порядке (вместо выбывшего исполнителя) ознакомиться с ролью и уже во время спектакля приспосабливаться к обстановке. И надо признать, что ее искреннюю игру зрители встретили очень тепло.

Роль полковника Мехова, секретаря окружной партийной комиссии исполнял шофер леспромхоза Леонид Макаров. Он очень естественно сыграл свою роль и показал на сцене зрителям партийного руководителя таким, каким он должен быть на самом деле.

Не сразу присутствующие на спектакле узнали в Василии Васильевиче — отце Иванова - заведующего базой РПС-за А. Сюзева. Он был хорошо загримирован и своими незаурядными способностями и непосредственностью исполнения роли подкупил зрителей.

Несмотря на отдельные недостатки, в целом спектакль «Возвращение» можно считать творческой удачей коллектива драмкружка. Об этом красноречиво говорят похвальные отзывы зрителей».

Возвращаемся к воспоминаниям Н. С. Серовой, относящимся к 1960-м годам:

«Немало крупных постановок было осуществлено, когда в Афанасьевский Дом культуры приехала методист по драме Валентина Елизаветова (Шумарина). Тогда любителей сцены насчитывалось до 30 человек. Это был коллектив, имевший в своем составе и опытных исполнителей, и новичков. Под ее руководством были поставлены многоактовые разноплановые спектакли — драмы, комедии.

Психологическая драма Э. Раннета «Блудный сын» пользовалась большим успехом у зрителей, а со спектаклем «Чти отца своего» В. Лаврентьева мы объехали почти весь район и везде нас принимали восторженно, говорили: «Не хуже приезжих артистов»... Хорошо принимали зрители спектакль «Женитьба Бальзаминова».

Почти к каждому большому концерту ставили одноактную пьесу. А без малых форм, как монологи, сценки, скетчи, юморески, инсценировки — не обходился ни один концерт. Они очень разнообразили его, вносили веселую нотку, настраивали на мажорный лад».

В 1970-е гг. постановки на сцене Афанасьевского ДК появляются реже, но периодически в газетных материалах проходит упоминание об очередном представлении. Например, 9 мая 1974 г. на сцене Афанасьевского Дома культуры состоялся спектакль по пьесе С. Гансовского «Северо-западнее Берлина».

Премьера сложного, многопланового спектакля под названием «Букет из одуванчиков» по мотивам повести А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», состоялась на сцене Афанасьевского Дома культуры в 1987 году. Подробное описание постановки на страницах газеты «Призыв» вновь даёт главный афанасьевский «театральный критик» Н. С. Серова:

«На днях... драматический коллектив районного Дома культуры показал спектакль-притчу «Букет одуванчиков» по мотивам известного французского писателя А. Сент-Экзюпери. Спектакль сложный, многоплановый... И тем приятнее отметить, что коллектив исполнителей сумел реализовать поставленную перед собой задачу.

Здесь «продумано все — от афиши до вешалки, от оформления зрительного зала до заключительной сцены. Мы увидели настоящий театр с современной музыкой и танцами, яркими и вместе с тем несложными декорациями и костюмами, с выразительным освещением, настолько выразительным, что во многих сценах свет несет главную смысловую нагрузку, а в таких, как «Сумасшедший», «Жизнь и тени» достигает особенно большой силы. Спектакль получился умным, зрелищным.

Так о чем же спектакль? Он о главном нашей жизни: добре и эле, любви и ненависти, войне и мире, жизни и смерти.

От планеты к планете ведет нас Маленький принц (Валентина Варанкина). Как все дети, он бесконечно настойчив и разнообразен в своих вопросах, потому что воспринимает мир только сердцем. Неспособный творить зло, он видит мир добрым, он хочет познать его гармонию. И следом за ним мы понимаем, что в добре и есть наивысшая целесообразность. Добро действенно само по себе, но чтобы оно жило вечно, надо его творить...

Исполнительнице роли удалось создать образ с чистой душой и добрыми помыслами. Она подкупает своей непосредственностью, спокойной манерой игры.

Обитатели планет существа разные, но все же во многом похожие. Тут и Королева (Елена Некрасова), у которой нет иного желания, как иметь подданных и повелевать, и деловой человек (Владимир Бузмаков), настолько углубленный в свои дела, что уже давно отошел от реального мира, и потому дела его никчемны, никому не нужны. Тут и пьяницы, и просто равнодушные люди. Целый букет проросших зловредных семян. Они нелепы, пусты, бездушны и потому бессмысленны в своем существовании. Исполнителям этих ролей удалось показать, что это — сорняки нашей жизни. Они опасны тем, что могут засорять все вокруг своими семенами. Они мешают нам жить, но это всего лишь «одуванчики», в мире главенствуют не они.

Мир принадлежит Маленькому принцу, Розе, Лису, Фонарщику, потому что все их дела полезны и этим жизненны. А главное, все они имеют душу.

Вот Фонарщик (Марина Белева). Насколько мал и далек в бесконечном мироздании его фонарь, а ведь светит! И хорошо людям от этого света...  Удачна здесь и находка режиссера. Что Фонарщик появился не из-за кулис, а из зрительного зала, в этом большой смысл: каждый из зрителей своего рода фонарщик...

Роза (Любовь Корякова). Этот образ олицетворяет любовь. Она красива и горда, капризна и кокетлива. Но за всем этим кроется нечто более важное — она дарит людям свой аромат, озаряет их жизнь, она любит Маленького принца нежно и преданно, она не может не ответить ему глубоким чувством, ведь он так бережно ухаживал за цветком. Роза великодушна, щедра, именно такой бывает настоящая любовь.

Большая смысловая нагрузка ложится на образ Лиса (Лариса Некрасова). Когда в поисках друга Маленький принц попадает на планету Земля, он встречает там Лиса — существо умное, рассудительное. По его совету Маленький принц приручил его. И через это многое понял, познал: и что он теперь не одинок, у него появился друг, и что Розу, которую он оставил на своей планете, он любит, и что зорко одно лишь сердце, самого главного не увидишь глазами...

В спектакле есть сцены по-настоящему эмоционально сильные. Это — игра всерьез. Они достигают такого высокого звучания, что потрясают.

...Оглушительный взрыв. Кромешная мгла. Пустота. Руины. Человек в черном. Он одинок во всей вселенной. Это Сумасшедший (Сергей Князев). Он что-то настойчиво ищет, вновь и вновь возвращаясь к одному и тому же месту. И находит труп ребенка... Ему слышится его плач, надо спешить накормить его, успокоить, он весь в заботах о нем.

Эта роль сыграна на одном дыхании, сильно, выразительно, правдиво. Веришь всему, что происходит на сцене, никакого наигрыша. Яркий, убедительный образ! «Люди, берегите свою планету!» кричит все его существо, хотя говорит он совсем другие слова...

Хорошо справились со своими ролями Она (Инесса Белева) и Он (Сергей Назаров). Они не только отлично владеют словом, они и поют. Высокая сценическая культура, сдержанность этих исполнителей оставили очень приятное впечатление.

Большую долю своего участия в спектакле внесли звукооператор и светооператор Андрей Коряков, художник Сергей Князев, хореограф Фаина Серова. Фаина Серова исполнила и главную партию в танце — партию Жизни, партию Теней исполнили Лариса Некрасова, Валентина Варанкина, Ольга Овчинникова, Ольга Потапова.

Постановку осуществил врач центральной районной больницы Сергей Горбушин. Надо сказать, что за работу взялся не дилетант от искусства. Об этом говорит все — и сценарий, им самим разработанный, и идеи, воплощенные в сценических образах, и серьезная работа актеров, и умелое использование театральных атрибутов, и многое другое...

Работа театрального коллектива настолько свежа, разнопланова и объемна, что каждый находящийся в зале может найти что-то для себя лично, что-то переосмыслить в своей жизни, здесь много простора для раздумья. От чего спектакль, несомненно, выигрывает.

Спектакль еще раз убедил нас в том, что мир бесконечно разнообразен, сложен и, вместе с тем, чрезвычайно раним и хрупок, и что каждый из нас не сторонний наблюдатель, а действующая частица общего мира.

Мир един, и надо во что бы то ни стало сохранить его в этой целостности, а сохранив, усовершенствовать. У Маленького принца бьется в груди большое доброе сердце, которое не устает познавать этот мир. Он учит нас быть в ответе за все, что есть, учит добру».

Сценой районного Дома культуры театральная жизнь в нашем районе не ограничивалась. Организовывали и ставили спектакли силами коллективов районных ДК, Музыкальной школы, учителей и школьников - вообще всех, кто желал быть причастным к этому великому искусству. Ведь театр -  великая сила!

 

Литература:

Бузмаков Н. Спектакль на сцене Дома культуры // Зюздинский колхозник. 1960, 23 марта.

Зюздинский колхозник. 1939. № 6.

Зюздинский колхозник, 1939. № 139.

Костицын. Силами драмкружка поставлена постановка // Зюздинский колхозник, 1938. № 140.

Серова Н. Большое сердце Маленького принца // Призыв, 1987. 23 мая

Серова Н. Хорошо бы посмотреть спектакль // Призыв, 1996. 26 марта.

Успехи драмкружка // Зюздинский колхозник, 1940. № 49.