Топор

  • Материал опубликован 20 апреля 2018

    Колдуны в посёлке нашем,
    Завелися с давних пор.
    Предлагают, между прочим,
    Всем от перхоти — топор.
    (новое русское творчество с http://anekdoty.ru/)

    Здравствуйте! Сегодня в центре нашего внимания топор - вещь, необходимая в любом хозяйстве, даже сейчас, в постиндустриальную эпоху. То есть где то пост, а у нас пока индустриальная. Без топора ни дом не срубить, ни дров поколоть... да вообще как без рук, даже каши не сварить.

    Эмм... Я только учусь и понятия не имею, что это такое.
    Давайте спросим у Павла Анатольевича? Виджет вопроса справа.

Первые железные топоры в верхнем Прикамье появляются вместе с первыми поселенцами, около полутора тысяч лет назад. Их в больших количествах находили при исследованиях городищ и селищ Афанасьевского района. Два плотницких топора, датируемые X-XII веками, хранятся в фондах Афанасьевского краеведческого музея. Примерно в это время древние жители Прикамья начинают «подсекать» леса, то есть вырубать участки, которые затем выжигали и использовали в качестве пашни. Так что без топора и хлеб не посеять.

Топор был настолько необходимым элементом повседневного существования зюздинского крестьянина, что угодил в местный фольклор, точнее в один распространенный сюжет. Рассказывается, что топорами, по причине их редкости, регулярно делились с соседями. Только вот не обычным путем, из рук в руки, а экстремальным, перебрасывая их на значительные расстояния.

Между деревнями Харинской и Аверинской протекает маленькая речушка. В XVII веке на месте этих деревень проживали два жителя: по одну сторону оврага - на месте Аверинской деревни жил Степан, а по другую сторону - на месте Харинской деревни - Андрон, эти два крестьянина имели один общий топор, которым пользовались подённо. Когда приходила очередь пользоваться топором Степану, он приходил на край оврага и кричал своему соседу:

«Андро-о-он! Да-ва-ай топо-о-ор!»

Услышав голос Степана, Андрон бросал работу и приходил со своей стороны на край оврага. Здесь он с размаху перебрасывал топор через овраг Степану и отправлялся домой отдыхать. А Степан, получив топор, уходил домой и, не разгибая спины, работал круглые сутки на раскорчёвке пней. На следующий день Андрон приходил к оврагу и кричал Степану, чтобы тот передал ему топор. Степан бросал работу, перебрасывал топор через овраг соседу и шёл отдыхать, а Андрон приступал к работе на целые сутки.

Ну, от Хариных до Авериных вроде и недалеко, что ж топор то не перебросить. Однако летали они и на большие расстояния. Особенно любили этим заниматься жители Илюшовского городища. Они перебрасывались железными изделиями с жителями Зуйкара (Георгиевское городище), Горкуша (ныне не существующая деревня на Колыче), добрасывали до Верхнекамья. С Афанасьево топоры швыряли до Бисерово, регулярно получая их обратно. Вот какие силачи раньше населяли землю афанасьевскую: богатыри - не мы! Небезопасно было простому человеку на улицу выходить - того и гляди, топор над головой просвистит.

Перебрасывались и другими предметами: шарами, палками, деревянными чурками. Перебрасывались, просто играя, или сражаясь с соседями: такая вот дальнобойная артиллерия.

Откуда у наших предков такая сила? Все просто, по представлениям многих народов, в древности вместо людей жили великаны и богатыри. Что богатырю стоит забросить топор за 30 километров? Да плёвое дело. Сюжет о летающих топорах был популярен во всей России, да и у других славян встречается.

В нашем крае роль великанов исполняли чудские (или чучкие) люди.

Чучкие были громадного роста, обладали большой силой. Кулаки у них были настолько крепки, что при заколачивании деревянных гвоздей, они никогда не пользовались молотками. Лица были поперечные, лоб низкий, рот широкий, зубы лошадиные, вид неуклюжий, ходили всегда грязными. Все они были горбатые, потому что жили в низких землянках и ходить приходилось согнувшись.

Однако, со временем богатыри и великаны уменьшаются и вовсе исчезают. Им на смену пришли современные люди - тужики (век живут и тужат). Топоры таким уж даже на 100 метров не закинуть. А вот когда люди современного типа исчезнут, на смену им придут пыжики - бессильный народ, семеро из них едва могут поднять не топор - соломинку. Когда от своего бессилия они погибнут, тогда и конец придет человеческому роду.

Но это грустное будущее. Пока людям вполне по силам не только соломинки поднимать, но и топоры. Кидать далеко не можем, зато по прямому назначению использовать - еще вполне. Хоть и не все!

Литература:

  1. Блинов Н. Инородцы Северо-восточной части Глазовского уезда // ВГВ. 1865, № 62. Часть неофициальная.
  2. Варанкин П. И. Зюздино // Кострова Л. Р. Предания старины глубокой. Афанасьево, 2014.
  3. Иванова А. А. От реального события к фольклорному тексту: к проблеме фольклорного историзма // Вятский родник. Киров, 2003.
  4. Первухин Н. Г. По следам Чуди. У верховьев р. Камы // Материалы по археологии Восточных губерний России. Вып. 2. – М., 1896.
  5. Соколова В. К. Русские исторические предания. М., 1970.
  6. Шатров А. Н. Археологические сведения о Зюздинском крае // Материалы по археологии Восточных губерний России. М., 1899. Т. 3.