«Учиться в военные годы было очень сложно» (школы нашего края в годы Великой Отечественной войны)

  • Здравствуйте! 

    С началом Великой Отечественной войны в нашей стране изменилось всё! Мужчины ушли на фронт, женщины сменили их в мужских делах, детям пришлось резко повзрослеть. Все довоенные планы, надежды, чаяния сменились на достижение конкретного результата – победы над нацистской Германией в самой чудовищной войне XX века, да и всех предыдущих веков тоже. Это не могло не наложить свой отпечаток на повседневные дела и процессы, которые до начала войны шли по проторенной колее. Не исключение и наш край. По иному, не от хорошей жизни, стали работать колхозы и леспромхозы. Поменялись главные цели и задачи в работе государственных органов, учреждений здравоохранения и культуры. Иной, военный акцент приобрели публикации в районных газетах «Зюздинский колхозник» и «Колхозный путь». Ощутимо ударила война и по системе образования. О том, как учились и учили в нашем крае в годы войны, пойдёт сегодняшний рассказ. 

    Материал опубликован 17 апреля 2020
    Харин Павел Анатольевич (harin)
    Эмм... Я только учусь и понятия не имею, что это такое.
    Давайте спросим у Павла Анатольевича? Виджет вопроса справа.

 

Воспоминания педагогов и учеников военной поры, газетные публикации, исследовательские работы (с использованием архивных документов) – благодаря этим материалам мы можем понять, как школа в очень тяжёлых условиях не только помогала бороться с немецкими захватчиками, но и заниматься своей главной деятельностью – учить.

***

В 1940 году в Зюздинском и Бисеровском районах работали 42 начальные школы, 9 семилетних и 3 средние: Афанасьевская, Бисеровская и Гординская. Занималось в них 6755 учеников. 22 июня 1941 г. всё изменилось:

«Несколько деревянных зданий, протянувшихся вдоль улицы Советской — это школа. Центральное здание — двухэтажное, серое, бревенчатое с неоштукатуренными классами — это школа, где был наш класс. На втором этаже, прямо напротив лестницы. Большая печь, которая почему-то не грела, светлые окна, трехместные столы вместо парт. Здесь прошло наше комсомольское собрание 25 июня 1941 года, на котором уходящий на фронт преподаватель Лучников, который был секретарем комсомольской организации, сказал: «Мы идем воевать с фашистами, замените нас в тылу, девушки».

Харина Н. Выпускники сорок второго // Призыв. – 1983. – 31 марта.

Мужчины – педагоги, естественно, были среди первых добровольцев, ушедших на фронт. По воспоминаниям Марии Афанасьевны Габовой, учительницы Афанасьевской школы военной поры, из 7 мужчин – учителей Афанасьевской школы, призванных на войну, вернулся только один:

«А в мире поднимал голову фашизм, начинались события в Испании, на Халхин-Голе, на озере Хасан, финские бои, пахло грозой. И двоих наших коллег – историка П. И. Зуева и математика С. И. Селезнева, взяли в ряды Красной армии. Возвратиться им было не суждено.

Ждали отпуска, поездки по городам, отдыха, но не дождались – грянула война и ушли из нашей Афанасьевской школы еще четверо молодых парней: Лучников Василий Яковлевич, Целищев Василий Федорович – физик, Метелев Михаил Ильич - географ, ушел на защиту Родины и наш бывший любимый директор, тогда уже заведующий отделом пропаганды и агитации РК ВКП(б), Харин Ф. П. Из всех ушедших на фронт учителей вернулся только П. Г. Дудин».

Из воспоминаний Марии Афанасьевны Габовой, бывшей учительницы Афанасьевской школы. 1982 г.

Уходят на войну мужчины – учителя и из других школ.

В конце 1941 – начале 1942 годов в наш край прибывают эвакуированные. Многие из них идут работать в школу. Вот отрывок из воспоминаний эвакуированного ленинградца, чья мать в 1942 г. устроилась на работу в с. Бисерово:

«В школе, где маме предстояло работать, а мне учиться, большинство учителей были эвакуированными из Москвы. Мама вначале работала преподавателем немецкого языка, а впоследствии одновременно завучем и зам. директора школы».

Калиткин Б. Суровые времена [электр. ресурс]. Url: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:rm7elqQs-GIJ:https://www.proza.ru/2011/02/07/171&hl=ru&gl=ru&strip=1&vwsrc=0.

Наряду с учителями добровольцами на фронт уходят выпускники и старшеклассники:

«Не успела еще отзвучать музыка выпускных балов, а участь многих ребят и девчат была предрешена. Большинство юношей и девушек ушло на фронт добровольцами. Из Афанасьевской школы это Иван Тебеньков, Александр Шохонов, Степан Артемихин, Анатолий Черанев, Эрик Мильчаков, Иван Бузмаков, Клавдия Габова, Рая Некрасова, Анастасия Борова. Одноклассники очень тепло провожали своих товарищей на фронт. А в десятом классе осталось немного ребят, которые окончили школу в 1942 году. На фронт уходили и ребята девятых классов. Вот что мы узнаем из воспоминаний одноклассниц: «...Они заканчивали девятый класс Афанасьевской средней школы. Это комсомольцы тридцатых годов, их было двадцать человек. Каждый из них прошел суровый суд товарищей по школе, каждый держал отчет в РК ВЛКСМ. Они были строги и требовательны друг к другу, но еще более к себе. Им не надо было внушать, что отличная учеба – их главный долг. Они сами хорошо сознавали это и учились самозабвенно и настойчиво. Они были первыми, а сколько потом еще уходили на войну... Многих учителей и учеников не досчиталась школа».

Варанкина В. В. Развитие народного образования в Афанасьевском районе Кировской области. Киров, 2004.

«В 1942/43 учебном году сели за парту в солдатских шинелях, опаленных войной, вернувшиеся по ранению с войны наши бывшие ученики: Ичетовкин Георгий Гаврилович, Володя Черанев, Петр Ромашов, Александр Шохонов и другие».

Из воспоминаний Марии Афанасьевны Габовой, бывшей учительницы Афанасьевской школы. 1982 г.

Лозунг «Всё для фронта, всё для победы!» - не просто красивые слова. Нужно фронту – и уходят на фронт учителя и старшеклассники. Необходимо для победы – и тыл напрягает все силы в помощь фронту. Приходилось к суровым условиям приспосабливаться и школам:

«В суровую зиму 1941-42 годов, наверное, очень трудно было работать в народном образовании. Занимались в холодном мрачном здании, печи постоянно дымили. Ученики в классах сидели одетыми, не было бумаги, чернил, учебников. Из учебных предметов 10 класса многие были прочитаны до половины, так как преподаватели уходили на фронт. Поистине следовало удивляться трудолюбию и упорству оставшихся педагогов, которые и в таких условиях сумели дать нам какие-то знания».

Харина Н. Выпускники сорок второго // Призыв. – 1983. – 31 марта.

«Учиться в военные годы было очень сложно. Не было самого необходимого. Писали на обрывках газет или брошюрах. А домашнее задание выполняли практически в темноте, освещение фитилька в коптилке было очень слабым, но было большое желание учиться, получать знания, и уроки не пропускались. А учителя всегда пытались сделать урок очень интересным. Внимание учителей, их сердечность, участие в делах, проблемах, доброта скрашивали жизнь детей, помогали им».

Варанкина В. В. Развитие народного образования в Афанасьевском районе Кировской области. Киров, 2004.

Как говорилось, во многих школах взамен ушедших на фронт учителей стали работать эвакуированные:

«В годы Великой Отечественной войны в Зюздинский и Бисеровский районы прибывали эвакуированные москвичи и ленинградцы. Преподавателям была предоставлена работа в школе. Выпускники 1942 года вспоминают, что очень оживилась учебно-воспитательная работа в школах с момента пополнения педагогического коллектива москвичами и ленинградцами. Они хорошо владели своими предметами, мастерски преподавали материал и строго спрашивали. Отстающих среди выпускников не было».

Варанкина В. В. Развитие народного образования в Афанасьевском районе Кировской области. Киров, 2004.

 «Очень хорошо было поставлено у нас преподавание немецкого языка. Мы учились писать готическим шрифтом (принятым тогда в Германии) и даже заучивали наизусть стихи Гейне».

Калиткин Б. Суровые времена [электр. ресурс]. Url: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:rm7elqQs-GIJ:https://www.proza.ru/2011/02/07/171&hl=ru&gl=ru&strip=1&vwsrc=0.

Несмотря на трудности, ребята продолжали учиться с желанием:

«А наши мальчишки! Какие они были. Сейчас гул при отправке призывников в армию. А тогда их в военкомат вызывали два раза в месяц вместе с мужчинами-учителями. И они снова приходили в класс изучать алгебру. Да еще как изучали! На квартиру учителя ходили решать уравнения. Только после каждого вызова в военкомат, собравшись в школе, основательно вытряхивали из карманов крупинки табака, скручивали большую самокрутку и раскуривали ее вместе с Целищевым Василием Федоровичем, с которым были в военкомате. И за алгебру брались с азартом».

Харина Н. Выпускники сорок второго // Призыв. – 1983. – 31 марта.

«Я работала в Пашинской школе учителем начальных классов с 1942 года. Здание школы было двухэтажное деревянное. В классах сидело по 30 учащихся. Ребята были обеспечены горячим питанием за счет колхоза, одеты были плохо, формы не было. Ученики обеспечивались учебниками, но ручек и карандашей не хватало. Наглядных пособий не было, а об учебных кинофильмах и думать не приходилось.

С 4 класса сдавали экзамены. Учились ребята с большим желанием и старанием, хотя и было холодно в школе и голодно в желудке».

Воспоминания Марии Алексеевны Марковой (по материалам Пашинской школы).

Трудности тоже никто не отменял. В исследовательской работе В. Половникова, посвященной Савинской школе в годы войны, приводятся свидетельства о нехватке самого элементарного:

«Говорила учитель Беляева К. Ф. – Родители своих детей распустили и не занимаются с ними. В школу их не посылают. Родителей надо некоторых привлекать к ответственности. А председателям колхозов нужно обеспечить обувью и другой помощью семьям. Нужно выделить старух плести лапти и надо с родителями провести родительские собрания».

Протокол №2 заседания Савинского сельского совета от 1 февраля 1944 года // Половников В. Савинская школа Кировской области Афанасьевского района в годы Великой Отечественной войны. Афанасьево, 2015.

Многим школьникам, особенно подросткового возраста, вместо учебы приходилось работать – бывало, председатели колхозов не отпускали учиться. Да и родителям нужно помогать – кроме работы в колхозах крестьяне обязаны были сдавать государству определённое количество продуктов и сырья. Нелегко приходилось и учителям:

«В приказе по Бисеровскому РОНО говорилось о снятии с должности директора школы за то, что он раздал зерно учителям из склада школы. Далее было сказано, что этому человеку необходимо до начала посевной собрать розданное зерно по списку, т.е. кому сколько было выдано – собрать обратно».

Половников В. Савинская школа Кировской области Афанасьевского района в годы Великой Отечественной войны. Афанасьево, 2015.

И все-таки, несмотря на все невзгоды, жизнь продолжалась, а школы продолжали работать. Естественно, в связи с военным временем, принципиальное значение имела «допризывная» подготовка молодежи:

«Проводились занятия и проходили соревнования по военной подготовке и военные игры. Большое значение придавалось овладению лыжами. Ежегодно в честь годовщины Красной Армии проводились лыжные кроссы, в которых участвовала вся молодежь с пятнадцатилетнего возраста. А лыж не было. И вот районная газета сообщала, что кулигашурские школьники сами изготовили пять пар лыж и стали систематически тренироваться. Большая работа проводилась по сдаче норм на оборонные значки. Стала обычным проведение спортивных комсомольских кроссов. Почти каждый комсомолец был значкистом ГТО, ПВХО, ГС и "Ворошиловский стрелок". В те годы и праздники, и комсомольские собрания, и просто сбор молодежи обязательно сопровождались спортивными соревнованиями. Такова была обстановка, таково было требование времени».

Варанкина В. В. Развитие народного образования в Афанасьевском районе Кировской области. Киров, 2004.

«Мы, дети, учились в [Бисеровской] школе. Кроме обычных предметов для нас всех, включая девочек, обязательным было военное дело. Нас учили с 5-го класса приемам штыкового боя, ползанию по-пластунски, сборке-разборке затвора винтовки и обращению с ней. У дверей школы изнутри всегда стоял часовой с 10-зарядной полуавтоматической винтовкой «СВТ» и старший караула учащихся докладывал утром директору о происшедшем за истекшие сутки. Зимой для нас устраивали настоящие штурмы укрепрайонов. Ученики разделялись на «красных» и «синих», и одни шли в атаку на других. Иногда это кончалось рукопашной и реальной дракой при взятии снежных окопов. Особое положение в школе занимали старшие, а именно 7-8-ые классы. Ребята эти были очень серьезные и ждали повестки военкомата. Они понимали, что для многих из них это закончится гибелью, но относились к этому как-то спокойно, хотя к учебе были достаточно равнодушны».

Калиткин Б. Суровые времена [электр. ресурс]. Url: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:rm7elqQs-GIJ:https://www.proza.ru/2011/02/07/171&hl=ru&gl=ru&strip=1&vwsrc=0.

Летом абсолютно всем – и учителям, и школьникам было не до каникул: работа в колхозах, сбор лекарственных трав, сбор вещей для фронтовиков и жителей освобожденных областей, помощь эвакуированным – все требовало участия:

«Летом мы работали в колхозе: подавали снопы на молотилку с конным приводом, а вечером и рано утром гоняли лошадей на пастбище и обратно. Было нам тогда по 11-12 лет, и на лошадь мы садились впервые, но вполне самостоятельно. Нам насчитывали трудодни в колхозе и платили за них зерном».

Калиткин Б. Суровые времена [электр. ресурс]. Url: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:rm7elqQs-GIJ:https://www.proza.ru/2011/02/07/171&hl=ru&gl=ru&strip=1&vwsrc=0.

«Учитель Афанасьевской средней школы тов. Жданов, желая практически участвовать в борьбе за высокий урожай колхозных полей, решил самостоятельно изучить трактор. Осваивая сложную машину, он постоянно консультировался с механиком МТС тов. Поздеевым.

С поставленной перед собой задачей Жданов справился успешно, практическую езду сдал на "отлично". Следуя его примеру, решили изучить трактор и другие учителя и некоторые служащие. Они стали посещать курсы, которые открылись при МТС"...

Турушева Н. Летопись трудовых подвигов афанасьевцев.

Призыв. – 1984. – 7 июня.

«В ряде школ нашего района из детей в возрасте от 6 до 9 лет организованы звенья по сбору ромашки и других лекарственных растений. В Кладовской неполно-средней школе приняли в этом деле активное участие 72 ученика младших классов. Ребята соревнуются между собою, кто больше нарвет ромашки в установленное время. В первые же дни, т.е. 28-го и 29 июля в Жарковском колхозе два звена школьников собрали 15 ведер ромашки. В Фомятской бригаде №1 звено в составе 9 человек под руководством пионерки Любы Кладовой собрали 18 ведер ромашки. Силам самих же учащихся производится и сушка собранных растении. Хорошо работают ребята и в Нопинском колхозе под руководством учительницы Тебеньковой А. И.».

М. Б. Пионеры и школьники заготовляют лекарственное сырье // Колхозный путь. – 1941. – 1 августа.

«Школу отапливали дровами, которые ребята пилили и кололи сами. В школе был свой небольшой участок, на котором выращивали разные овощи. Их использовали для приготовления обедов, а из зерна мололи муку и делали выпечку на Новый год. Занимались сбором лекарственных трав, которые отправляли на фронт. Осенью на колхозных полях собирали колоски, копали картофель, рвали лен».

Воспоминания Марии Алексеевны Марковой (по материалам Пашинской школы).

«В 1942 г. учителя и учащиеся Савинской неполной школы, обсудив вопрос о сборе теплых вещей для Красной Армии, дали обещание принять участие в этом деле. Обещание они выполнили: были проведены беседы с родителями и к двадцать пятой годовщине октября учащиеся собрали пятнадцать килограммов шерсти, каждый учитель связал по паре теплых рукавиц. Особенно хорошо прошла эта работа в четвертом и седьмом классах, где не было ни одного ученика, который не принял бы участия в сборе».

В. Половников. Савинская школа Кировской области Афанасьевского района в годы Великой Отечественной войны. Афанасьево, 2015.

«Особая забота была проявлена об эвакуированных детях. Старшая пионервожатая Афанасьевской школы Мария Бузмакова в апреле 1942 года писала в районной газете, что учащиеся школы собирают для эвакуированных детей теплые вещи и белье. Организовали это дело пионеры седьмого класса во главе с пионервожатой Марией Чераневой. Активное участие принимали учащиеся шестых классов: Эмма Попова, Валентина Портнова, Анфиса Черанева. Ребята обеспечивали детей-сирот шапками, теплыми рубашками, носками и варежками, шарфами, кофточками. Собрано большое количество карандашей, ручек, линеек и других школьных принадлежностей для детей, освобожденных от немецко-фашистских захватчиков».

Варанкина В. В. Развитие народного образования в Афанасьевском районе Кировской области. Киров, 2004.

В 1943 г., после прорыва блокады Ленинграда, после разгрома немецких войск под Сталинградом и освобождения ранее оккупированных территорий эвакуированные в наш край жители начали возвращаться на родину, в том числе и учителя. Потому в последние военные и первые послевоенные годы в Зюздинском и Бисеровском районах учителей не хватало. Например, в 1944 по 1947 год в средних школах Зюздинского района не выпускались старшие классы. Чтобы получить аттестат, выпускники ездили в Фаленскую, Песковскую и другие школы области. В Афанасьевской школе первый послевоенный выпуск насчитывает всего шесть человек.

Но все эти проблемы и трудности были ничем по сравнению с той радостью, которая наступила в мае 1945 года:

«9 мая 1945 г. – день был пасмурный, шел снег с дождем. Рано утром в нашу комнату во флигеле, где мы жили с матерью и племянником, постучались, это были мои подружки Ф. И. Кладова и А. С. Симакова, их мужья погибли. И радостно, и со слезами на глазах они кричали: «Что ты спишь!» Радости и слезам не было конца. Радость – кончилась война, слезы – о погибших мужьях, а у меня погибли брат и жених.

Уроков в школе в тот день не было, мы со своим классом ходили на Каму, а вечером собрались во флигеле.

Так началось мирное время, радостное, но очень трудное, ведь погибло на войне 20 миллионов самых лучших, сильных, умелых людей. Но все живое должно жить. С войны возвращались солдаты – раненые, овеянные славой и уважением, и каждая из нас нашла свое счастье».

Из воспоминаний Марии Афанасьевны Габовой, бывшей учительницы Афанасьевской школы. 1982 г.

 

Литература:

Варанкина В. В. Развитие народного образования в Афанасьевском районе Кировской области. Киров, 2004. Фонды Афанасьевского краеведческого музея.

Воспоминания Марии Алексеевны Марковой (по материалам Пашинской школы).

Из воспоминаний Марии Афанасьевны Габовой, бывшей учительницы Афанасьевской школы. 1982 г. Фонды Афанасьевского краеведческого музея.

Калиткин Б. Суровые времена [электр. ресурс]. Url: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:rm7elqQs-GIJ:https://www.proza.ru/2011/02/07/171&hl=ru&gl=ru&strip=1&vwsrc=0.

М. Б. Пионеры и школьники заготовляют лекарственное сырье // Колхозный путь. – 1941. – 1 августа.

Половников В. Савинская школа Кировской области Афанасьевского района в годы Великой Отечественной войны. Афанасьево, 2015.

Турушева Н. Летопись трудовых подвигов афанасьевцев // Призыв. – 1984. – 7 июня.

Харина Н. Выпускники сорок второго // Призыв. – 1983. – 31 марта.