Удила

  • Материал опубликован 22 декабря 2017

    Узда наборная, лошадь задорная (В. Даль)

    Здравствуйте! Сегодня речь пойдет об элементе конского снаряжение – удилах, но раз упоминаются кони (и лошади), то чем это не повод затронуть и одну из российских бед, и дороги, благо есть что вспомнить.

    Эмм... Я только учусь и понятия не имею, что это такое.
    Давайте спросим у Павла Анатольевича? Виджет вопроса справа.

Итак, к удилам. Это элемент снаряжения коня, часть уздечки, с помощью которых управляли лошадью во время езды. Перед нами два экземпляра удил – найденные при раскопках городища Шудьякар (датируемые диапазоном с X по XIV вв.), и относительно современные, XX века изготовления. Несмотря на разницу в возрасте и степень сохранности, оба экземпляра сравнительно однотипны и относятся к типу «трензель». Их составные части – двусоставное «грызло», помещаемое в рот лошади, и два кольца по краям, к которым крепятся щёчные ремни уздечки.

Удила появились в наших местах вместе с человеком. В V-VI вв. в Прикамье наблюдается значительный приток зауральских, кочевых народов, которые где-то вытесняют, а где-то смешиваются с местными племенами лесных охотников. Происходит заселение ранее неосвоенных территорий современного Афанасьевского района в верховьях Камы группами смешанного населения. Спустя какое – то время кочевники растворились в массе аборигенного населения Прикамья, успев, однако оставить свои следы в материальной и духовной культуре. Одним из таких следов является культ коня, что неудивительно, учитывая его большую роль при дальних переходах и в военном деле. Это особенно важно было в тревожное средневековое время в местах, не обремененных наличием не то что шоссейных – вообще каких бы то ни было дорог. Образ коня становится популярным в верованиях, духовной культуре и искусстве (особенно развивается использование подвесок с изображением лошади, которые часто находят при раскопках). Да что говорить, если на самом крупном древнем некрополе в нашем районе, Аверинском II могильнике, в каждом четвертом погребении встречаются кости лошади.

Долго ли коротко ли, но пришло с верховья Камы русское население, принеся собой христианство. Подвески в виде коня (или лошади) сначала из культовых превратились в декоративные, а затем и вообще исчезли из повседневного обихода. А вот дороги так и не появились, до 1860-х годов как минимум. Во-первых, потому что через наш край не проходила ни одна государева дорога в Сибирь (они огибали верховья Камы, сначала с севера, а потом с юга), во вторых, не было развитых промышленных предприятий, а стало быть и государству полноценные дороги обустраивать не было нужды (как это ни грубо звучит). Основным средством передвижения в Зюздинском крае остается лошадь, а значит и без удил не обойтись:

«…местные лошадки, маленькие, но широкие, крепкие и замечательно выносливые приучены возить на спине до девяти пудов. Там (в Зюздинском крае)нередко встретите группу, состоящую из маленькой лошаденки, на спине которой сидят два здоровенных мужика, причем каждый с хорошей котомкой, да за поясами по топору. Вес всего этого достигает чуть не десяти пудов и удивляешься только, до чего сильна и крепка несчастная кляча!» (Н.П. Штейнфельд).

Долгое время подавляющая часть населения не знала даже телеги. Доходило до курьезов – верхом на лошадях ездили не только чиновники со священниками, но и беременные женщины. Для перевозки грузов использовали сани (и зимой, и летом) или специальные приспособления волокуши. Телеги появляются только в конце XIX в., в основном в среде священнослужителей, да и они были мало эффективны по бездорожью. Вятский статистик Н. Романов в 1875 г. узрел следующее:

«Перед моими глазами в селе Зюздино-Воскресенском (сейчас Бисерово) по случаю праздника, проехало несколько сот мужчин и женщин к обедне(церковная служба в первой половине дня) и все ехали верхом, иногда двое на одной лошади – не было ни одной телеги».

Массово телеги в повседневный обиход проникают уже в начале XX в., что, было связано с появлением двух более-менее проезжих грунтовых дорог: на юг в уездный центр Глазов и на запад в Омутнинский завод. Бисеровцы вспоминали:

«В Бисеровской волости приобрел телегу Яков Алексеевич Братчиков. На его чудо собрались посмотреть не только бисеровские мужики, но и из окрестных деревень. Яков не спеша запряг своего мерина в телегу и поехал. Седой старик, глядя на это, произнес: «Глико, сосед, Яшко-то, Яшко-то в какого лешего запряг Серка-то: четыре круга и все враз крутятся».

Исследовательница В. Н. Белицер, посетившая наш район с этнографической экспедицией в 1951 г., констатировала окончательную победу всевозможного колесного транспорта над верховой ездой:

«Теперь повсеместное распространение получила четырехколесная телега вятского типа. Перевозки зерна, леса и других грузов на большие расстояния осуществляются при помощи автотранспорта... Необходимо отметить велосипед, который прочно вошел в быт деревни и имеется почти в каждой семье».

Литература:

  1. Белицер В.Н. У зюздинских коми-пермяков // Краткие сообщения Института этнографии. М., 1952. Вып. 15.
  2. Голдина Р.Д., Кананин В.А. Средневековые памятники верховьев Камы. Свердловск, 1989.
  3. Коршунков В.А. Какими были вятские дороги? // Герценка: Вятские записки. 2010, Вып. 18.
  4. Ожегин П. Из истории села Бисерово // Призыв. Газета Афанасьевского района. 2000, № 15.
  5. Штейнфельд Н. П. Зюздинский край (Глазовского уезда) // Календарь Вятской губернии на 1893 год. Отд. 2. Вятка, 1892.