Земские ученики в Афанасьево

  • Материал опубликован 28 января 2020

    Неженское это дело – арифметику зубрить!

    Старые люди врать не могли.

    Здравствуйте! Давненько не виделись. Продолжаем популяризовать афанасьевские древности и давности.

    Сегодня затронем очередное афанасьевское прошлое. Не совсем древнее прошлое, но и не совсем уж настоящее, больше ста лет с того прошлого прошло. Перед вами дореволюционный документ – свидетельство об окончании Зюздино-Афанасьевского начального народного училища жителем д. Маевы Петром Гавриловичем Черанёвым в 1902 году, благодаря чему он получил право на льготу, установленную пунктом IV статьи 56 Устава о воинской повинности. Если это не старейший аттестат на территории нашего района, то один из самых старых – точно.

    Неженское это дело – арифметику зубрить!

Пётр Гаврилович закончил учиться спустя более трех десятков лет с того момента, как такое обучение в нашем крае стало возможным. Как, что, откуда – по традиции, пойдём по порядку.

Начальное образование для низших классов в нашей стране зародилось при Екатерине II, но росло медленно. В конце жизни императрицы в народных училищах училось менее двадцати тысяч учеников, что составляло крохи от всех жителей империи.

Солидный толчок развитию школы в империи дала земская реформа 1864 г., которая, среди прочего, способствовала организации в сельской местности начальных народных училищ. Таких, которое появилось в 1864 г. в с. Зюздино-Афанасьевском.

Существует одно но. О том, что в Афанасьеве школу открыли раньше, чем в Америке отменили рабство, я сужу по некоторым дореволюционным справочникам о губернском образовании. Однако, в фондах музея хранится другой источник – архивная справка Государственное архива Кировской области, которая недвусмысленно утверждает, что школа в Зюздино-Афанасьевском открылась в 1868 г., что на 3 года позже отмены рабства в Америке и на 4 года позже того, что утверждают дореволюционные справочники. Дилемма, в которой необходимо разобраться, и то как точно узнать, сколько нашей школе лет?

Противоречивы сведения о количестве первых учеников. Если верить дореволюционным изданиям, в Афанасьевском училище в 1864 г. обучался 31 мальчик. А вот архивная справка утверждает, что через четыре года, в 1868 г. таковых было только 15. Дивны дела твои, дореволюционный документооборот!

Как же выглядела начальная земская школа? В нашем селе это помещение, которое арендовали у какого-то сельского жителя или у церковного благочиния. Собственное здание у Афанасьевского училища появилось уже в 1890-е гг., когда наследники слободского виноторговца Александрова подарили местному земству (читай, администрации) дом. Сейчас здесь, на перекрёстке улиц Советской и Красных Партизан, находится «Магнит».

Школьный курс включал три года обучения, ученики делились на три группы. Но все группы учились в одном помещении. Занятия для всех групп проводил один учитель. Чем-то напоминает условия в современных сельских школах, не правда ли?

Учительский коллектив состоял из 2-3 лиц – учителя, законоучителя (местного священника), плюс еще мог быть помощник учителя, а мог и не быть. В Зюздино-Афанасьевском училище он то был, то не был. Зависело это от бюджета и готовности помощников ехать в наш край помощничать.

Бюджет складывался за счёт отчислений местных крестьян и земства, с одной стороны, и государства - с другой.

Чему учили в земском училище? Нагрузка, по современным меркам, давалась минимальная. Это:

а) Закон Божий, который преподавал священник (события Священной истории, некоторые сведения из Богословия и ряд молитв);

б) чтение по книгам (часто коротких рассказов и сказок) с целью получения устойчивого навыка;

в) письмо

г) первые четыре действия арифметики с многозначными числами.

Периодически в Афанасьевском училище преподавали ремесла, гимнастику и пение, но эти дисциплины постоянными не являлись.

Оценок ученикам не ставили, домашних заданий не задавали: тяжело заниматься в крестьянской избе, еще и зачастую «чёрной». Учебными пособиями училище снабжалось через земство. Известно, что в Афанасьевском училище перед 1878-1879 учебным годом насчитывалось около 150 книг. Самым распространенным учебное пособие именовалось как «Книга для чтения и практического упражнения в русском языке» И. И. Паульсона, их наличествовало 18 штук. Также наличествовали учебные пособия по арифметике, родному языку, истории, естествознанию, географии, биологии, сельскому хозяйству и гимнастике, а также литература духовного содержания. Художественных книг в школьной библиотеке было мало. Среди них «Басни» Крылова, «Горе от ума» Грибоедова, народная книжка «Приключения Робинзона Крузо» в пересказе Яхонтова. Произведения А. С. Пушкина в библиотеке отсутствовали, и для тех времён это уже редкость - в других земских училищах Пушкиным было не удивить.

Об успехах народного образования в волостном центре Зюздинского края отрывочно рассказывает наш «приснопамятный» дореволюционный краевед, земский начальник Н. П. Штейнфельд:

«Все наблюдатели замечают, например, что пермякам математика совершенно не дается. В среде школьников встречаются очень бойкие мальчуганы, которые в два учебных года свободно пишут, читают по-русски и даже по-славянски; но задайте ему самую пустую арифметическую задачу на сложение или вычитание и он из смышленого ребенка сразу превращается в тупицу». То есть, читать умели, а считать – не очень. Верить этим словам, следует с известным скептицизмом, «любил» Штейнфельд зюздинцев.

Количество учеников варьировалось, но девочек всегда было немного. Зюздинские консерваторы – крестьяне были убеждены в бесполезности образования для женщин. К примеру, в 1872 г. в училище обучалось 55 мальчиков и  5 девочек, в 1881 г. – 37 мальчиков и 2 девочки. Для сравнения, в том же году в училище села Зюздино-Воскресенского (нынешнее Бисерово) на 60 мальчиков приходилось всего 8 девочек – небывалый родительский либерализм!

После прохождения курса выпускников ждали экзамены. Выпускные испытания не походили ни на ОГЭ, ни ЕГЭ, да и от классических советских экзаменов были далековаты. Экзамены проводились не учителями, а членами Глазовского уездного училищного совета, обычно в начале лета. Не было ни экзаменационных билетов, ни списка вопросов, учеников "гоняли" по всей программе. Но гоняли – громко сказано, это зависело от экзаменатора. Сдавали далеко не все, а многие и не пытались – летом у крестьянских детей и без учёбы дел по горло. В упомянутом 1881 г. из Зюздино-Афанасьевского училища курс из 39 человек закончило четверо, а из Зюздино-Воскресенского – 8 человек из 68.

Экзамен не был обязателен, но без сдачи ученик не получал свидетельство, которое заработал в 1902 г. Пётр Черанёв из д. Маёвы. А для чего оно?

В 1874 г. в Российской империи начал действовать новый воинский Устав, который знаменовал появление всеобщей воинской повинности –  служить должен был каждый мужчина, которому исполнился 21 год. И служить немало – 6 лет в армии или 7 лет во флоте. Мужчины с образованием получали существенные льготы по воинской службе. Выпускник университета, к примеру, служил всего 6 месяцев. Выпускник начального народного училища вместо 6 лет службы ограничивался четырьмя годами. Немалая мотивация. Но без свидетельства об окончании училища никакой военкомат не поверил бы, вот и приходилась «впрягаться» в школьную лямку на всю трёхлетку, да еще и экзамен сдавать. Петру Макарову это удалось.

Наш герой успел получить свидетельство вовремя. Через 3 года, в 1905 г., срок службы в армии сократился до 3 лет, и льготу для выпускников начальных училищ отменили.

В 1912 г. Афанасьевское начальное земское училище было преобразовано в Министерское, где срок обучения достигал уже 6 лет, но это совсем другая история и другие аттестаты.

 

Литература:

Архивная справка Государственного архива Кировской области №1-25/48 от 14.04.2003 г.

Земская школа [Электр. ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Земская_школа.

Народное образование в Вятской губернии за последние десять лет, (1864-1874). Вятка, 1875.

Народное образование в Глазовском уезде со времени введения земских учреждений по 1901 г. по данным текущей статистики. Вятка, 1903.

Журналы Глазовского уездного земского собрания 15 очередной сессии (с 2 по 10 октября 1881 г.) и доклады уездной земской управы и чрезвычайной сессии 2 марта 1882 года. Вятка, 1882.

Журналы Глазовского уездного земского собрания 17 очередной сессии с 17-го по 27-е сентября 1883 года и доклады уездной земской управы. Вятка, 1884

Журналы Глазовского уездного земского собрания 46-й очередной сессии, с 15 по 29 ноября 1912 года, с приложениями к ним. Т. 1. Вятка, 1913.

Журналы Глазовского уездного земского собрания 6 очередной сессии 15-24 сентября 1872 года и доклады управы. Вятка, 1873.

Журналы Глазовского уездного земского собрания 12 очередной сессии (3-12 октября 1878 г.) и доклады уездной земской управы. Вятка, 1879.

Журналы Глазовского уездного земского собрания 23-й очередной сессии 27-го сентября – 6-го октября 1889 года и чрезвычайной сессии 3 марта 1890 года и доклады уездной земской управы. Вятка, 1890.

Штейнфельд Н. П. Зюздинский край (Глазовского уезда) // Календарь Вятской губернии на 1893 год. Отд. 2. Вятка, 1892.