Шушаков Алексей Владимирович

  • Материал опубликован 17 июня 2020

    Шушаков Алексей Владимирович родился в д. Аверины в 1922 году.

    В сентябре 1941 года Алексей Шушаков получил повестку прибыть в райвоенкомат, где его направили в авиатехшколу города Кургана. Проучившись два месяца, Алексей заболел. В ноябре вернулся домой.
    В марте 1942 года он вновь отправляется на фронт. Опять невезение, по болезни снова оказался дома. А война продолжалась, требовала все новое и новое подкрепление.

    Эмм... Я только учусь и понятия не имею, что это такое.
    Давайте спросим у Павла Анатольевича? Виджет вопроса справа.

В марте 1943 года по призыву оказался в городе Слободском, в 103 запасном стрелковом полку. После 20 дней тактических занятий в составе маршевой роты Шушакова повезли на Запад. Выгрузка состоялась в городе Старобельске. Здесь формировался 776 артполк 244 стрелковой дивизии. Алексея назначили командиром отделения связи в 1-й дивизион третьей батареи. В течение нескольких недель шли учения, приближенные к наступательным, боевым действиям. Вскоре дивизия была брошена на реку Северный Донец. На левом берегу батальоны заняли плацдарм. Батареи 776 артполка — в боевых порядках пехоты. Несмотря на упорное сопротивление немцев, плацдарм был расширен, и гитлеровское командование вынуждено было отвести свои войска на ранее подготовленные позиции. Но и на них немцы не удержались. Слишком был сильным напор наших войск на этом направлении. Преследуя отходящего противника, войска 3-го Украинского фронта подошли к городу Запорожье, а 14 октября штурмом овладели им, 244-я стрелковая дивизия получила звание «Запорожской».
— После короткой передышки, — вспоминал А.В. Шушаков, — мы были на Днепре. Ночь. Переправа под боком у противника проходила успешно. Время и место для нас были выбраны очень удачно. Все чувствовали это и радовались удаче, хотя, конечно, каждый знал, что в любую минуту переправа может быть обнаружена, и тогда торжественность этой ночи превратится в кромешный ад, а ласковые волны Днепра закипят. Понимали это и старший лейтенант Зенцов, и командир отделения связи сержант Шушаков. Они ходили по берегу, в нетерпении ожидая своей очереди переправляться, — у них, все было наготове: и люди, и кабель на катушках, и все прочее, необходимое для связи. Отделение получает приказ грузиться в лодки. Пока бойцы, хлопотали у катушек и прочего имущества, Алексей снова осмотрел берег, прикидывая, что еще следует захватить с собой.
Приказ: «Отчаливай!». Бойцы налегли на весла, и лодки стали медленно выходить на днепровский простор. Двигались медленно. Кабель раскручивался с катушки и погружался в воду, увлекаемый на дно грузилами.
С правого берега, укрытая где-то в складках высот, непрерывно стреляла артиллерия. Снаряды пролетали над лодками, но к их свисту относились с привычным спокойствием. Ясно было, что это не прицельный огонь, снаряды падали беспорядочно. Наконец — правый берег. Кабель протянут, приказ выполнен. Алексей был представлен к ордену «Красной Звезды». К этому времени он уже был награжден медалью «За отвагу».
В составе того же 776-го артполка, 244-й Краснознаменной, Запорожской, ордена Суворова стрелковой дивизии принимает участие в боях по ликвидации Ясско-Кишиневской группировки противника.
15 октября 1945 года Алексей Владимирович был демобилизован. После войны работал линейным техником районного узла связи.

Умер Алексей Владимирович в 2003 году.
Порубов Н. И не померкнут наши ордена // Призыв. – 1994. – 7 мая.